Это сильная музыка - почему критики морщат нос?

Дирижером оперы Харрисона Бертуистла «Гавейн» выступил Инго Метцмахер, хорошо знакомый и русскому слушателю
Инго Метцмахер/ AP

Особенность новой постановки - огромный оркестр: со столь сложной оперой малым составом не справиться.

- Видел вас перед премьерой с партитурой «Гавейна» в руках, было ощущение, что ноша не из легких.

- Да, учить почему-то было тяжело. Я уже играл Бертиустла раньше, тоже была нелегкая музыка. Она немного темная, мрачная, в ней порой мало света, но хорошо сделана, точно с точки зрения рассказываемой истории. Мне понравился подбор участников и то, что все происходило в бывшей школе верховой езды. В обычном театре «Гавейн» умещается с трудом. Антонио Паппано, который слушал оперу в «Ковент Гарден», сказал, что не узнал музыки: она стала более прозрачной, не такой массивной.

- Вы уже в третий раз дирижируете в этом огромном зале, где ударные размещают на боковых стенах. Тяжело следить за оркестром?

- Получается что-то вроде звуковой инсталляции. В современной музыке многое звучит слишком массивно в привычных концертных залах, оркестр полезно разбивать. При переносе из этого зала в другой возникают трудности - мы столкнулись с этим в «Ла Скала», где показываем «Солдат» Циммермана.

- Как работалось во второй раз с Алвисом Херманисом? Чья это была инициатива?

- Перейра (интендант Зальцбургского фестиваля. - «Ведомости») попросил его. Он быстро согласился.

- Удобно ли работать с начинающим оперным режиссером? Можно ли им манипулировать?

- Херманисом?! Нет. Он четко знает, чего хочет. Пару раз я что-то предложил, он выслушал и сделал по-своему. Он много и внимательно слушает музыку, извлекает идеи из нее самой - это редкий тип режиссера. У него, правда, нет музыкального образования, и он не читает партитуру, но кто из режиссеров сегодня это может? Его решения неожиданны и немного загадочны. Я хотел бы с ним еще поработать.

- Есть совместные планы?

- Договорились о премьере во Франции. Я предлагал еще проекты, он отказался.

- «Гавейн» заменил собою оперу Дьердя Куртага, которая еще не закончена...

- Я знаю Куртага и его манеру по пять-десять раз перерабатывать написанное. Потому заранее предложил подстраховаться и подумать об альтернативе (в итоге так и получилось: Куртага Люк Бонди будет ставить через два года). Составили список из нескольких названий, в итоге остановились на Бертуистле. Это сильная музыка - почему критики морщат нос? В партитуре нет ни одной лишней ноты. Музыканты и публика в восторге. Говорят, она недостаточно драматична - но что тогда сказать о третьем акте «Мейстерзингеров»? О Вагнере все молчат, зато современникам достается по максимуму. Это нечестно - завышать планку и не давать шансов композиторам, даже очевидным мастерам. Но таково наше время.

- Зимой вы вновь выступите в Москве на фестивале РНО. Что в программе?

- Erwartung Шенберга и Третья симфония Брамса. Отношения между ними мне кажутся очень интересными.