Правила игры: О винограде, коррупции и миграции

У проблемы нелегальной эмиграции, о которой в последние две недели стало особенно модно говорить, корней два - это неэффективность сложившейся системы контроля и ее коррумпированность.

Начну с того, что общий уровень коррупции в стране ведет к повышенному спросу на мигрантов вообще, не только нелегальных. Вы когда-нибудь наблюдали за тем, сколько человек кладут асфальт в России - и где-нибудь в Европе? В России в процесс может быть вовлечен с десяток людей с ломами, лопатами и скребками. В Европе пара человек будет оперировать асфальтоукладчиком. Там, где нет стимула к инвестициям в дорогостоящее оборудование, повышению производительности труда, требуются лишние рабочие руки. Коррупция и неопределенность, с нею связанная, как раз и отбивают у бизнеса интерес к переходу от лопаты к грейдеру. С нашей демографией это в том числе означает и повышенный спрос на мигрантов.

По данным ВЦИОМ, больше двух третей граждан России относятся к иммигрантам отрицательно. Одна из важных причин тому - преступления, которые совершают трудовые мигранты. Возможно, повышенный уровень криминогенности в среде гастарбайтеров - это миф, создаваемый СМИ. Однако там, где криминал все же есть, винить следует не только мигрантов. В Тулу, как известно, со своим самоваром не ездят, и поэтому в чужом обществе иммигрант, если он только не живет в гетто, в какой-то степени будет стремиться копировать поведение местных. Если местные демонстрируют, что наказания за тот или иной проступок можно избежать, подкупив органы правопорядка, - то же будет делать и иммигрант.

Наконец, масса слов уже была написана о полиции, которая прекрасно осведомлена о том, что происходит на рынках, но крышует работодателей нелегальных рабочих. Здесь проблема, однако, не только в коррупции органов власти, но и в неэффективности самой системы. Вертикаль власти и органов контроля, выстроенная в последние 10 лет (а на самом деле повторяющая многие другие примеры из истории нашей страны), остается внешней по отношению к обществу и фактически на нашем обществе паразитирует.

В свое время Александр Прохоров в книге «Русская модель управления» сравнил модель нашего общества с гроздью винограда. Отдельные ягоды-кластеры (республики, общины, рынки и т. д.) связаны воедино разветвленной системой веточек - государственных служб и органов (чиновники, полиция, и проч.). Что происходит в ягодах, в принципе, известно, но веточки остаются внешними по отношению к ягодам и туда не вмешиваются. В спокойные периоды веточки лишь расслабляются и просто паразитируют на ягодах, тянут из них соки, иногда совершая судорожные движения, напоминая о своем присутствии. Однако, когда наступает какой-нибудь кризис, веточки напрягаются и держат ягоды вместе. Тогда и полиция начинает судорожно зачищать рынки и проводить генеральную уборку по давно известным адресам.

«Виноградная система» отлично работает в военное время, но не подходит для развития страны в мирный период. К большой войне мы вроде не готовимся. Может, и вертикаль власти реформировать соответственно? Тогда и «веточки» будут контролировать «ягоды» более тесно, и проблема с мигрантами уйдет в прошлое.