Зачем красть

P.Dejong/ AP

Завтра в Бухаресте начнутся судебные слушания по громкому делу - краже семи картин из роттердамского Кюнстхала. Ограбление случилось в октябре, и вот уже девять месяцев открываются все новые обстоятельства дела, удручающие своей абсурдностью. И каждый раз, когда информация сопровождается показом пропавших картин, сердце сжимается - ну какие чудесные! Возможно, покойники.

В Кюнстхале они были на выставке, а принадлежат частному Triton Foundation, естественно, застрахованы. Подобраны (и украдены) с хорошим, в меру консервативным вкусом: печальная «Читающая девочка» Матисса, неожиданно нежная «Женщина с закрытыми глазами» не склонного льстить людям Люсьена Фрейда, поздний Пикассо, нехарактерный Гоген, два дежурных «моста» Моне и удачный, но не по чину попавший в звездную компанию «Автопортрет» Мейера де Хаана.

Грабителей, граждан Румынии, поймали еще в январе, картины до сих пор не нашли. В июне мать одного из подозреваемых призналась, что закопала их на сельском кладбище, а потом вырыла и сожгла, через месяц отказалась от показаний. На прошлой неделе эксперты определили (по пеплу), что в печи ее дома были сожжены предположительно три картины столетнего возраста.

Надеюсь, на суде выяснится главное - живы ли полотна и для чего их украли. В сообщениях упоминается «румынский олигарх», но поверить в существование любителя наслаждаться искусством в одиночестве трудно, хотя таких персонажей и любят неизобретательные сценаристы. Еще труднее поверить, что кто-то мог купить краденое как материальную ценность - на легальный рынок такое выставить опасно. А на черном купить - все равно что похоронить: денег не вернешь. Все значительные произведения искусства внесены в базы данных, а украденные попадают в специальные реестры. Продать их бывает опаснее, чем стащить. Поймали грабителей как раз в процессе поиска покупателей.

Ясно дело: грабить музеи - бесперспективно. Но музейных краж меньше не становится - иногда за похищенное требуют выкуп, но чаще всего краденое выбрасывают, подбрасывают или хранят как неликвид - где попало. Зачем рискуют? Такова волшебная сила искусства.