«Камаз» подумал за весь автопром

«Камаз» и правительство Татарстана разработали проект инжинирингового центра для отечественной автоиндустрии за 15,4 млрд руб. Но эксперты и участники рынка сомневаются, что им воспользуются конкуренты «Камаза»

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Центр «Моделирование конструкций и технологий автомобильной промышленности» стоимостью 15,4 млрд руб. разместится на 136 га и будет построен в течение четырех лет, ранее сообщала пресс-служба правительства Татарстана. Вчера пресс-служба «Камаза» известила, что автозавод и минпромторг республики завершили разработку проекта. Центр включает автополигон, лаборатории, испытательную и образовательную инфраструктуру и должен способствовать «консолидации научного, образовательного и производственного потенциала при финансовой поддержке государства», говорится в сообщении. Материалы проекта (техническое задание и экономическое обоснование) будут представлены в Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг России. Размер инвестиций стал известен после переговоров президента Татарстана Рустама Минниханова с замминистра финансов России Андреем Ивановым в Казани 6 августа.

Минпромторг РТ вчера не ответил на запрос «Ведомостей».

Мы предполагаем, что инжиниринговый центр будет заниматься исследованиями и испытаниями в интересах всех автопроизводителей (грузовых и легковых машин), заверяет директор департамента «Камаза» по связям с общественностью Олег Афанасьев. По его словам, центр должен стать местом, где отечественные автокомпании могли бы совместно определять общую научно-техническую стратегию развития отрасли. «Например, нужен новый образец металла, для того чтобы мосты [автомобилей] были крепче», - объясняет Афанасьев, какими вопросами могли бы заняться участники центра. Желательно, чтобы центр был построен в Татарстане и Закамье, продолжает он, объясняя это близостью к «Камазу», «АвтоВАЗу» и заводам группы ГАЗ. Год назад - 25 июля 2012 г. - президент Владимир Путин на встрече с Миннихановым одобрил идею и обещал поддержать ее «как отдельный бизнес-проект для «Камаза» (цитата с сайта президента России).

Это не первая попытка отрасли создать общий инжиниринговый центр, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Первый раз был научно-технический центр «АвтоВАЗа», который создавался в 80-е гг. для всего автопрома, напоминает он. Удалов скептически смотрит на затею «Камаза»: по его мнению, такой проект должен исполняться «в рамках глобальных компетенций мирового автопрома». Но западные компании и так проводят работы по адаптации своих автомобилей к российским дорожным и климатическим условиям, рассуждает эксперт. Кроме того, будет сложно объединить отечественных автопроизводителей в одном месте: у каждого своя стратегия развития, резюмирует Удалов.

Создание единого исследовательского центра для отрасли «вряд ли представляется целесообразным», говорит представитель УК «Группа ГАЗ» . Автопроизводители работают в разных сегментах и классах и «стратегии развития существенно различаются», объясняет представитель. В 2007 г. на ГАЗе был создан собственный инженерный центр, который позволил консолидировать инженерные ресурсы, добавляет собеседник "Ведомостей". У «Камаза» тоже есть собственный научно-технический отдел, но он занимается только разработками «Камаза» (см. врез), говорит Афанасьев.

Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков отказался от комментариев.