Наш музей - форум
Сергей Чобан, архитектор и коллекционер, открыл этим летом в Берлине Музей архитектурного рисунка , который сам спроектировалСергей Чобан - единственный, кажется, архитектор из родившихся в нашей стране, кто имеет собственное бюро в Германии. Он успешно работает и там, и в России. А теперь он еще и единственный создатель Музея архитектурного рисунка, который начал работать в Берлине.
- Обычно человек всю жизнь собирает коллекцию, а ближе к концу передает ее музею или строит для нее музей. Вы построили.
- Тут другая идея. Я собираю архитектурный рисунок с 2001 г. и за это время сумел собрать достаточно хорошую коллекцию. Но только потому, что интерес к архитектурной графике долго был спокойный. А за последние 2-4 года он спонтанно вырос.
- В чем это проявилось?
- В большом количестве выставок, почти в полном отсутствии предложений на антикварном рынке и росте цен. В появлении новых фондов, связанных с наследием архитекторов, где сохраняются архитектурные рисунки. Сам-то я рисую еще со времен художественной школы при Академии художеств в Ленинграде. Но я разговаривал со многими выдающимися архитекторами, и у всех сегодня колоссальный интерес к созданию архитектурных фантазий, архитектурных рисунков.
- Вы говорите о рисунках рукой, не компьютерных?
- Именно. Недавно Том Мейн мне сказал, что заново возродился, когда понял, что нужно много осмысливать телом, рукой. Контакт тела с бумагой - это не процесс логического мышления, происходящий только в голове, а потом с помощью сторонней техники превращающийся во что-то. Когда рисуешь, идеи появляются спонтанно, в движении. И Массимилиано Фуксас, с которым мы работали для конкурса на Политехнический музей, делал эскизы в процессе выплескивания идей от руки, телесным проникновением. Ну а выставки архитектурной графики идут по всему миру и очень положительно воспринимаются общественностью, не только архитектурной.
- Почему, как вы думаете?
- Современная архитектура таким понятием, как красота, оперирует с трудом. Про архитектуру сегодня можно сказать, что она интересная, острая, контрастная, неожиданная. Но желания назвать ее красивой, как архитектуру классическую, в обществе не возникает. Простое, профанное желание увидеть красиво нарисованную красивую архитектуру, простите за тавтологию, вот оно заметно. Когда я открывал выставку своей коллекции в Эрмитаже, пришло много народу. В Петербурге традиционно очень трепетное отношение к архитектуре.
- Вашу коллекцию оценили и в Москве. Итак, вы решили строить для нее музей.
- Нет, у меня не было идеи архива. Дело в том, что я собирал законченные рисунки, которые, как мне казалось, характеризуют архитектора. Моя коллекция получилась не очень большой, но показательной - она позволяет подобрать материал на разные темы. И я понял, что такого рода сопоставления могут быть интересны другим институциям. Понял, что могу привлечь для выставок различные фонды, имеющие коллекции интереснее моей.
- Значит, вы сделали музей - выставочную площадку?
- Наш музей - форум, место знакомства с различными коллекциями. И первая выставка абсолютно звездная: 15 форматных акварелей Пиранези из лондонского Музея сэра Джона Соуна. Они потрясающие и впервые показаны в Берлине. У нас есть договоры с парижской Ecole des Beaux-Arts о четырех выставках - про XVII век, про архитектора Гарнье. Они привезут вещи, которые не показывали ни разу. Мы ведем переговоры с нью-йоркским MoMA, с московским Музеем архитектуры, естественно. У нас нет идеи собрать коллекцию музея, а есть концепция проведения выставок. По четыре в год - две будут приглашенные, одна посвящена выдающейся личности и творческой группе и одна выставка будет создана собственно нашим фондом.
- Это серьезная интеллектуальная работа. На нее есть время?
- Я создал музей, чтобы участвовать в его жизни. Он часть моей творческой деятельности. Мы с моим тогдашним партнером Сергеем Кузнецовым сами сделали проект. Мне очень хотелось, чтобы музей стал заметной работой нашего офиса на Западе.
- И он был замечен?
- На главном немецком архитектурном ресурсе им заинтересовалось 180 000 человек - и это только за два месяца. Пресса была колоссальная. Участок для музея выбрали очень удачный: он расположен на углу и у здания три фасада. Оно маленькое - всего 600 кв. м, но мы его очень хорошо и экономно спланировали. Конечно, это камерное место - 30-40 посетителей в день. Все интеллигентные, интересующиеся, много студентов. Кто-то приходит посмотреть здание.
- На какие деньги музей построен и работает?
- Мы создали фонд музея. К строительству я привлек 10 спонсоров из разных стран, и они с большим энтузиазмом отнеслись к моей затее, увидели в этом начинании возможность поддержать качественную архитектуру, которую они любят. Сейчас мы должны финансировать повседневную деятельность музея - это обозримые деньги. Естественно, я также участвую в финансировании. Мы включаем и такие известные формы, как создание клуба друзей музея, ищем спонсоров для отдельных выставок.
- Не является ли ваша музейная деятельность компенсацией за недостаточно интеллектуальную работу архитектора?
- Понятно, что, руководя крупным архитектурным офисом, ты выполняешь не только творческую работу. Но за ряд моих работ мне не стыдно, я постоянно развиваюсь, стараюсь осмысленно и по-новому подходить к каждой задаче.