От редакции: Рельсы Путина

М. Стулов/ Ведомости

Накануне выборов мэра Москвы и губернатора Подмосковья транспортные проблемы обсуждаются на высшем уровне. Вчера Владимир Путин назвал развитие пригородных пассажирских перевозок в центре страны федеральным приоритетом на ближайшие 5-6 лет. Хорошо, что эта тема снова затронута.

Работать и учиться в Москву из пригородов и соседних областей ежедневно отправляется 1,5 млн человек, еще около 300 000 приезжают в Подмосковье из ближайших регионов. Нагрузка на пригородный транспорт в столичной агломерации непрерывно растет. В 2012 г. Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) перевезла 568 млн человек, на 124 млн больше, чем в 2010 г. Это увеличение не обеспечено пропорциональным ростом подвижного состава и созданием пересадочных узлов, воспользовавшись которыми пассажиры могли бы продолжить путь на городском транспорте. Многие жители Подмосковья отказались от переполненных морально устаревших электричек в пользу более комфортабельных автобусов и личных машин, что негативно повлияло на дорожную ситуацию в Москве и пригородах. Пробки на вылетных магистралях - привычное дело.

Без субсидий государства, покрывающих убытки пригородных перевозок в большинстве развитых стран, вряд ли обойтись. Вопрос, каковы должны быть объемы госпомощи и ее приоритеты. Парк подвижного состава изношен на 60%, около трети вагонов эксплуатируются свыше нормативов. Однако ЦППК благополучнее региональных компаний. С учетом федеральных и региональных субсидий (около 6 млрд руб. в 2012 г.) она получила прибыль 3 млрд руб. По данным исследования Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ «Стоимость пригородных железнодорожных перевозок», она единственная в стране смогла закупить новые локомотивы и вагоны. Однако срок их окупаемости - 13 лет.

Трудности перевозок в московской агломерации возникают не только из-за недостатка финансирования. Проблемы в организации движения, недостатке маршрутов, позволяющих добраться из одного района в другой без пересадки в столице, слабой координации пригородного и городского транспорта. Создав систему удобного и доступного общественного транспорта, власти решат комплекс проблем. Они повысят мобильность населения, облегчат доступ к рабочим местам, качественному образованию и медицине, местам отдыха. Современная транспортная инфраструктура ускорит экономическое развитие, улучшит экологию. Федеральная помощь должна быть адресной и использоваться для закупки современного и комфортабельного подвижного состава, создания удобных пересадочных узлов. В противном случае новый социальный проект превратится в очередную победу отраслевых лоббистов.