Зденек Бакала: «В Чехии невозможно вести бизнес», - Зденек Бакала, основатель New World Resources

Зденек Бакала, чье состояние Forbes оценивает в $1,5 млрд, - один из самых богатых жителей Чехии. Основу его промышленной империи составляют угольные шахты. Цены на сырье падают, но Бакала настроен оптимистично - он верит, что спрос на уголь скоро вернется
Зденек Бакала, основатель New World Resources/ MICHAL CIZEK/ AFP

New World Resources

добывающая компания. Акционеры: BXR Mining - 63,58% (принадлежит вице-председателю совета директоров Зденеку Бакале и группе инвесторов), в свободном обращении - 35,96%. Капитализация - $237 млн. Финансовые показатели (2012 г.): выручка - $1,67 млрд, чистый убыток - $1,75 млн.

Принадлежащая Зденеку Бакале New World Resources - одна из крупнейших угольных компаний в Центральной Европе, ежегодно добывающая 11,2 млн т энергетического и коксующегося угля. Основные активы компании сосредоточены в Чехии. Скупать шахты у себя на родине Зденек Бакала начал по возвращении из США - куда он отправился юношей искать счастья, где получил образование и начал первый самостоятельный бизнес.

Имя предпринимателя окутано в Чехии множеством легенд. Одна из них гласит, что в 19 лет Зденек Бакала сбежал в США с одним рюкзаком, при себе у него было лишь $50 - они были спрятаны в бутерброд. Сам Бакала как-то заметил, что легенды вокруг него вполне правдоподобны, мол, и в США любой выпускник финансового вуза может сразу после получения диплома легко заработать миллион уже в долларах - и он лично тому доказательство.

Свои миллиарды он сделал почти что из воздуха: выкупил на заемные средства контрольный пакет угольных шахт. Его компания, не без скромности названная New World Resources (контролируется принадлежащей Бакале BXR Group), не скрывала, что планирует завоевать весь мир. Ради этой цели она, например, открыла в Сингапуре свой первый дальневосточный офис. «Что касается экономических показателей Азии в целом, я настроен оптимистично», - говорит Бакала. Он верит, что, несмотря на временные трудности, Китай добьется экономического доминирования: «Решения здесь принимаются очень проницательными людьми. Это не политбюро, а хорошо образованные люди, использующие западные технологии для управления своими экономиками».

Прибытие в День благодарения

Бакала родился 7 февраля 1961 г. в чешском городке Опава. Вырос он в более крупном городе - Брно. Оттуда, окончив школу, он эмигрировал в США - это было его личное решение, в Соединенные Штаты покорять мир Бакала отправился один.

В Америку он прибыл в День благодарения 1980 г. Долго искал работу. Помыкавшись, устроился посудомойщиком в казино Harrah's на озере Тахо. Затем перебрался на Западное побережье. Подрабатывал, где только мог. Продолжая работать официантом, он начал обучение в университете. В 1986 г. получил диплом об окончании экономического факультета Университета Калифорнии в Беркли. Учеба увлекла Бакалу - он пошел изучать финансы в бизнес-школу Tuck при Dartmouth College.

Карьеру инвестбанкира Бакала начал в Drexel Burnham Lambert в Нью-Йорке в 1989 г., откуда перешел в Credit Suisse First Boston, и через некоторое время стал управляющим чешским филиалом этого банка. Работая в Credit Suisse First Boston, Бакала консультировал первый после бархатной революции выпуск чехословацких гособлигаций и был советником правительства по продаже Skoda Auto немецкому концерну Volkswagen.

В 1994 г. он занялся собственным бизнесом, основав инвестиционный банк Patria Finance. В числе прочего ему удалось провести выпуск корпоративных облигаций для угольного конгломерата OKD, где в 1960-х гг. работал его отец. А затем, в 2001 г., он продал Patria Finance бельгийской KBC Group. Сумма сделки не раскрывалась, но вскоре Бакала совершил сделку, которую эксперты назвали уникальной для Центральной Европы и по сумме, и по схеме. На заемные средства Бакала приобрел угольную компанию OKD, выложив за нее, по данным чешских СМИ, $400 млн, а затем создал холдинг New World Resources (NWR). Он продолжает скупку сырьевых активов. В частности, в 2004 г. покупает группу компаний Karbon Invest, ключевой актив группы - шахты Остравско-Карвинского угольного бассейна.

В 2008 г. NWR стала публичной, разместив свои акции на лондонской, пражской и варшавской биржах. Компанию оценили в 3,5 млн фунтов. IPO стало крупнейшим за год в Лондоне и крупнейшим в Центральной Европе.

Уголь дал жару

В прошлом году New World Resources решила запустить крупный проект: открыть угольную шахту Debiensko на юге Польши, в 40 км от границы с Чехией. Впервые со времен Второй мировой войны в Центральной Европе была основана частная угольная шахта. Компания объявила о планах инвестировать в нее свыше 500 млн евро. Даже американская The Wall Street Journal поддалась всеобщей эйфории вокруг этой истории и назвала ее «единственным светлым пятном на унылом небосклоне восточноевропейской экономики, не создающей в последние годы большого числа рабочих мест». По плану бизнесмена за пять лет его компании предстоит проложить тоннели для монорельсовых путей, установить тяжелые машины и механизмы и начать извлечение угля.

Но резкое падение цен на сырье, в том числе на уголь и металлы, пока что ставит под сомнение реализацию его грандиозных замыслов. В июле Moody's понизило рейтинг New World Resources с B2 до Caa1 и отметило, что в ближайшие год-полтора если повышение цен на уголь и произойдет, то весьма незначительное.

СМИ тем временем наперебой пророчат проблемы бизнесмену и его бизнесу. Ресурс Energy Business Review сообщал в прошлом месяце, что New World Resources ищет покупателей на чешскую OKK - крупнейшего производителя литейного кокса в Европе. Чешский ресурс Euro уверяет, что Бакала сейчас испытывает огромные трудности: из-за противодействия профсоюзов он не может снизить издержки, срезав зарплаты рабочим. Не помогает даже угроза банкротства шахт, которые, как правило, являются главным источником заработка жителей регионов, в которых они расположены.

Но Бакала не унывает. New World Resources подкорректировала стратегию. Компания решила сократить добычу энергетического угля и увеличить добычу коксующегося угля, посчитав сталеваров более прибыльным клиентом, сообщает Bloomberg.

Еще в начале года New World Resources подтверждала, что имеет большие планы по покупке активов в Северной Америке. Но, видимо, до сделок дело так и не дойдет. Угольными активами в Северной Америке располагает российский «Мечел». Так вот «Мечел» сначала временно остановил там добычу, объяснив это высоким уровнем запасов угля и неблагоприятными рыночными условиями. А в июне и вовсе объявил о намерении продать там свой угольный бизнес.

Не только уголь

Центральная Европа по многим показателям догоняет западную, а экономика континента в целом стагнирует, поэтому необходимо обращать внимание на другие рынки, считает Зденек Бакала. И несмотря на переполох на финансовых рынках, в мире есть еще сегменты, где можно заработать, уверяет он.

«Три года назад мы начали выходить за пределы Европы. Тому было две причины: мы стали слишком большими для традиционных рынков Центральной Европы и нуждались в выходе на новые территории. Также нам требовалось диверсифицировать бизнес, не сосредоточиваясь только на природных ресурсах», - рассуждает Бакала, сидя в своем офисе в пентхаусе с видом на красные черепичные крыши старой Праги.

Учитывая рост населения, особенно в развивающихся странах, BXR наращивает портфель жилой недвижимости и проявляет интерес к сельскохозяйственным землям, особенно в Аргентине и Бразилии. Компания вкладывается и в другие секторы экономики в Мозамбике, Австралии и Южной Азии.

Через BXR Бакала также покупает коммерческую и жилую недвижимость в Техасе. «Там множество тщательно отобранных частных девелоперских проектов со стоимостью ниже реальной», - говорит он. Девелопером Бакала когда-то стал поневоле: купив OKD, он заодно получил и принадлежащие предприятию 45 000 квартир, пишет ресурс «Пражский экспресс». И цитирует слова депутата Любомира Заоралека, который обвинял Бакалу, что тот совсем не заботится о полученном жилом фонде.

Для проектов на развивающихся рынках BXR старается найти местных партнеров из числа «мыслящих сходным образом», по выражению Бакалы. В этом году он искал партнеров и для разработки польской шахты Debiensko. Он считает, что инвесторы, вкладывающиеся в развивающиеся рынки, должны быть готовы к более скромной, чем в развитых странах, финансовой отдаче своих вложений: местные власти зачастую принимают решения в пользу местных игроков. «Честно это или нет, но это факт, и мы должны это принять», - говорит он.

Для себя

У Бакалы есть много интересных личных инвестиций. Он был другом Вацлава Гавела - бывшего президента Чехии, диссидента и драматурга, и поэтому выступил спонсором создания первой в Чехии президентской библиотеки имени Вацлава Гавела.

«Гавел был величайшим и самым выдающимся чехом нашей современности, и мы счастливы считаться его друзьями, - говорит Бакала, имея в виду себя и свою жену. - Нам очень жаль, что он [скончался раньше] завершения работ и торжественного открытия, но тем более мы благодарны ему как вдохновителю проекта, велик был также и его личный вклад в дизайн, подбор книг и разработку миссии».

Бакала увлекается велоспортом. В 2010 г. Бакала на пару с другим чешским богачом и филантропом Бесселом Коком купил 80% акций бельгийской профессиональной велокоманды по шоссейным гонкам Omega Pharma - Quick Step. Это может оказаться не чистым спонсорством: Кок заметил в интервью чешской газете Hospodarske Noviny, что видит у этого вида спорта огромный коммерческий потенциал.

Вместе со своим коллегой по BXR Чарльзом Харманом Бакала в 2011 г. приобрел Klein Constantia - историческую винодельню в Южной Африке, основанную еще в 1685 г. Она выпускает знаменитое десертное вино Vin de Constance, которое было одним из любимых напитков Наполеона Бонапарта.

Будучи любителем еще и пива, Бакала задумался об открытии собственной пивоварни, которая варила бы чешское светлое пиво Pilsener в швейцарской деревушке неподалеку от Женевы, где он с семьей проводит большую часть свободного времени (см. врез).

Занимался Бакала и созданием небольшой личной газетной империи: издательства Economia, газеты Hospodarske Noviny и журналов Ekonom и Respekt. Правда, собственный телеканал ему раскрутить так и не удалось.

Бакала пытался стать даже архитектором. Чешский ресурс Obozrevatel утверждает, что роскошную виллу на горном хребте Шумава тот проектировал самостоятельно, не имея профильного образования. Правда, чешский журнал Respublika иронизирует, что, потратив 200 млн крон на возведение виллы, Бакала охладел к этому дому и предпочитает жить в запасной резиденции, у Женевского озера в Швейцарии.

По следам Гавела

Вдохновившись стремлением Гавела к политической прозрачности и открытости, Бакала одним из первых чешских финансистов раскрыл структуру своих политических пожертвований. В частности, он является одним из основателей пражского филиала Института Аспена, регионального подразделения американского общественного аналитического центра, занимающегося исследованиями гражданского общества. Целью Бакалы, совпадающей с задачами института, было, по его словам, продвижение принципов прозрачности в политическую и деловую жизнь.

Нынешней ситуацией в Чехии Бакала недоволен. «Издержки [от коррупции в Чехии] стали огромными и отпугивающими инвесторов, - говорил он журналистам Financial Times. - Мы сокращаем наше присутствие в Чехии, одна из причин этого решения - практически невозможно вести здесь бизнес». Правда, эти слова могли быть вызваны и политическими соображениями. Бакала финансировал президентскую кампанию министра иностранных дел Чехии Карела Шварценберга на первых прямых выборах президента страны в январе 2013 г. (он прошел во второй тур, но проиграл около 9% Милошу Земану).

Бакала часто говорит, что залог его предпринимательского успеха - в бизнес-образовании. У него профессорская кафедра в бизнес-школе Tuck при Dartmouth College, где он проходил MBA. «По нашим ощущениям, в Праге есть потребность в бизнес-образовании высшего класса. Пока что такового здесь нет», - замечает он, раздумывая об основании здесь бизнес-школы.

Он стал одним из основных покровителей DOX, пражского центра современного искусства, и учредил фонд, который дает лучшим чешским студентам шанс пройти курс обучения в лучших мировых вузах, в основном в США.