Советы юриста: Вредоносный норматив

Минтруд предложил очередное послабление системы охраны труда, освободив от обязательной аттестации «рабочие места, на которых работники заняты исключительно на персональных ЭВМ или эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа». В теории эта мера должна облегчить жизнь «офисного» работодателя и сократить его ежегодные расходы на 50 000-100 000 руб. А на практике «послабление» не просто не позволяет компаниям сэкономить, но лишает их права на 20%-ную компенсацию отчислений в Фонд социального страхования (ФСС), а это минимум 500 000 руб. ежегодно.

Приказ Минтруда России № 590н «О внесении изменений в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н» был принят в середине декабря 2012 г. То есть когда некоторые работодатели уже провели полагающуюся в 2012 г. аттестацию. Во многих случаях она была связана с необходимостью снять установленную инспекцией по труду «вредность» производства. Ведь вредным бывает не только труд у доменных печей. Недостаточное число источников естественного света, мерцающие лампочки, чрезмерное количество источников электромагнитного излучения, количество сигналов, поступающих за единицу времени... Все это скрупулезно учитывается аттестующими организациями. Естественно, работодатели, улучшившие условия труда в 2012 г., захотели провести новую аттестацию, чтобы избавиться от «вредности». И начали в 2013 г. подавать в ФСС заявки на предусмотренное законом возмещение части начисленных за предшествующий календарный год страховых взносов для новой аттестации.

Однако ФСС, ссылаясь на декабрьский приказ Минтруда об освобождении от аттестации «офисных» рабочих мест, в возмещении отказывает. Объяснение простое: поскольку аттестации рабочие места не подлежат, то и улучшать условия труда работодатель не обязан, а потому претендовать на компенсацию не может. И здесь возникает ряд вопросов, обусловленных отсутствием глубокой проработки трудового законодательства.

Во-первых, что это за рабочие места, на которых работники заняты исключительно на персональных ЭВМ или эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа? Я сомневаюсь, что где-то есть сотрудник, у которого в должностной инструкции зафиксировано: «работа на ЭВМ». Для подавляющего большинства офисных работников, будь то менеджер по продажам, секретарь или журналист, компьютер - один из рабочих инструментов. А вот исключительными рабочими инструментами компьютер и настольный ксерокс являются буквально для единиц.

Во-вторых, нигде не прописано, кто и как будет определять, какие рабочие места освобождаются от аттестации, а какие - нет. В любом случае ФСС не наделен компетенциями, чтобы заочно решить, что рабочие места аттестации не подлежат.

В-третьих, поскольку нет строго прописанных правил и регламентов, мнение ФСС может не совпадать с мнением Государственной трудовой инспекции (ГИТ), которая контролирует аттестацию рабочих мест. И то рабочее место, которое ФСС считает не подлежащим аттестации, с точки зрения ГИТ должно быть аттестовано.

И наконец, в-четвертых, данный приказ Минтруда, лишая добропорядочных работодателей права на возмещение отчислений в ФСС, недобропорядочным создает основу для реальной экономии на условиях труда. Ведь теоретически теперь офис можно открывать в любом непроветриваемом подвале без окон, сажая за один рабочий стол по три человека. Достаточно записать в их должностной инструкции «работа исключительно на ЭВМ и копировально-множительной технике настольного типа». И никакие проверки по охране труда станут не страшны.