Затраты не дают отдачи

Затраты российских работодателей на персонал растут, а отдача от них снижается - к такому выводу пришли консультанты российского офиса PwC в очередном исследовании эффективности управления персоналом
А. Махонин/ Ведомости

Впрочем, на результатах PwC могли отразиться кризисные явления сразу в нескольких крупных отраслях российской промышленности (Финансовый сектор - 17 компаний. ТЭК - 10 компаний. Промышленное производство - 17 компаний, Сектор телекоммуникаций и высоких технологий - 5 компаний, Товары народного потребления 14 компаний, Другое - 4 компании). Например, как уже сообщали «Ведомости», большинство крупных добывающих предприятий в России страдают от резкого падения цен на уголь, металлы и другое сырье. Только с начала года они потеряли $36,4 млрд капитализации. «Северсталь» подешевела на 33,6%, ММК - на 28,3%, «Норникель» - на 34,6%, UC Rusal - на 45,3%, «Мечел» - на 58%. Больше других потеряла Evraz - 61%.

Сколько тратят. 30%

(с 7200 до 9900 руб.) - таков рост затрат на обучение и развитие персонала в российских компаниях за год в расчете на одного сотрудника, подсчитали в PwC. Количество сотрудников, охваченных обучающими программами, возросло с 47 до 64%.

На каждый рубль, потраченный в 2012 г. работодателями на вознаграждение сотрудников, компании получили в среднем всего 1,92 руб. выручки, пишут эксперты PwC в очередном исследовании эффективности управления персоналом PwC Saratoga 2013. В 2011 г. этот показатель был существенно больше - 2,55 руб. Ниже 2 за последние пять лет этот показатель снижался лишь сразу после кризиса 2008 г. Среди причин падения - опережающий рост общих затрат по сравнению с выручкой, поясняют консультанты. Причем всевозможные расходы, не связанные с персоналом, в 2012 г. в российских компаниях росли даже быстрее, чем затраты на персонал, отмечают консультанты. Доходы сотрудников в среднем в 2012 г. выросли на 7,9%, но доля затрат на вознаграждение сотрудников в общих затратах снизилась в течение 2012 г. с 11,9 до 10,4%, подсчитали они.

Держатся за место

Отчасти эта динамика нашла отражение в отношении работодателей к найму: в среднем компании стали реже обращаться на рынок труда (коэффициент подбора снизился с 19,4 до 16,2%), зато стали чаще расставаться с сотрудниками (коэффициент увольнений вырос с 20,4 до 22,4%). Причем количество увольнений по инициативе работодателя выросло с 5 до 6,2%, а количество увольнений по инициативе работника сократилось с 16,3 до 12,8%. Сотрудники начали осторожничать: менее активно рассматривают варианты смены работы, заключают консультанты.

В России отдача от затрат на персонал всегда была выше, чем, например, в Европе, утверждает Вера Богатых, консультант PwC. Если в европейских компаниях коэффициент отдачи редко превышает 2, то в России за последние пять лет он опускался ниже 2 всего два раза: в кризис и в 2012 г., утверждает она. Однако такое высокое значение в России во многом связано с тем, что затраты на персонал были непропорционально низкими. Не исключено, что российские работодатели, столкнувшись со снижением отдачи, постараются добиться оптимизации, а значит - еще больше сократить издержки. Первые признаки таких сокращений уже заметны, говорит она. Судить о них можно, например, и по росту увольнений по инициативе работодателя, и по нежеланию сотрудников оказываться на рынке труда.

Оптимизируют расходы

Для исследования PwC Saratoga 2013 были собраны данные 67 компаний по более чем 100 количественным показателям, рассчитанным по результатам 2012 финансового года.

Каждая компания ищет свой путь преодоления кризиса. «Мечел» Игоря Зюзина пытается продать непрофильные и убыточные активы, чтобы снизить долг ($9,6 млрд на конец 2012 г.), НЛМК Владимира Лисина намерен сократить издержки своих западных заводов (в том числе и персонал) на 20%, золотодобывающая Petropavlovsk сокращает штат на 8%, «Норникель» переписывает стратегию развития с учетом новых ценовых реалий.

Гендиректор и основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов сообщал в конце июня, что в 2013 г. компания намерена сократить административные расходы на 20%, в том числе это может коснуться и менеджмента.

Evraz анализирует различные варианты повышения операционной эффективности, снижения издержек и контроля за расходами, сообщал ее представитель. Но меры по оптимизации затрат, связанные с сокращением сотрудников, будут рассматриваться в самую последнюю очередь, подчеркивал он.

Страны-антиподы

В Европе аналогичное исследование PwC проводится раз в два года, данных 2013 г. пока нет, зато в США данные анализируются каждый год. И выводы американских консультантов во многом контрастны по сравнению с российскими.

Если в России средняя выручка на сотрудника снижается, то в США - растет: с $338 773 до $370 399 в год на человека (или, более точно, на эквивалент сотрудника на полной ставке). Американцы стали меньше бояться менять работу: доля увольнений по инициативе работника в США выросла с 7% в 2010 г. до 8,4% в 2012 г. и продолжает расти. В 2013 г. этот показатель может превысить 8,7%, прогнозируют в PwC. Хуже того, даже в сытые годы первыми уходят лучшие. Темпы увольнений по собственной инициативе растут быстрее среди лучших (входят в первые 20% по производительности труда; на 13,6% за год) и наиболее перспективных сотрудников компаний (на 16,7% за год). В среднем число увольнений по инициативе работника выросло лишь на 5% за год.

Американские работодатели стали чаще обращаться на внешний рынок труда (12,9% вакансий в 2013 г. были заполнены внешними кандидатами по сравнению с 11,5% годом ранее). Качество рекрутмента при этом снизилось, причем впервые за пять лет. Измерять этот показатель PwC предлагает через текучесть кадров после первого года службы. Чем больше сотрудников покидают компанию, не проработав в ней и года, тем хуже услуги рекрутеров, считают консультанты. В 2012 г. этот показатель вырос с 21,5 до 22,6%. Впрочем, в предкризисном 2007 году он достигал 31,7%, отмечают исследователи.

Довольно странные результаты, говорит Сергей Львов, директор консалтинговой компании Axes Management. По его оценкам, в крупных добывающих и производственных компаниях затраты на персонал обычно составляют 10-20% выручки, в розничной торговле это соотношение может быть еще меньше. К 50% этот показатель может приближаться в случае компаний, основная масса сотрудников которых занята офисным трудом, как, например, в случае консалтинговых компаний, подчеркивает он.