Земля уходит из-под киосков

Из-за вступления в силу новых ограничений к размещению объектов мелкой розницы в Петербурге может быть демонтировано более 30% газетных киосков
Операторы боятся сокращения сетей по продаже прессы/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Рекомендации

Не менее 60% ассортимента киоска должно приходиться на печатную продукцию В городах с населением от 1 млн человек рекомендуется устанавливать ставки аренды до 30 руб. за 1 кв. м в месяц Конкурсы или аукционы мест под киоски проводить прежде всего среди предприятий, занимающихся данным видом деятельности В городах должно быть не меньше одного киоска прессы на 1500 жителей из приказа министра связи и массовых коммуникаций от 31.07.2013 г.

Более 300 действующих газетных киосков не согласованы для включения в новую схему размещения нестационарных торговых объектов, рассказал заместитель председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алексей Васильев на совещании с директорами фирм-распространителей на прошлой неделе. Это подтвердили «Ведомостям» гендиректор фирмы «Ника» Елена Чуркина, гендиректор «Роспечати» Наталья Сатурнова и гендиректор «Прессы» Елена Салтыкова. Представитель «Метропресс», также присутствовавший на совещании, на запрос «Ведомостей» не ответил. Схему размещения объектов в соответствии с постановлением правительства Петербурга № 1045 от 27.09.2012 г. разрабатывает Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР). Документ, вступивший в силу 1 января 2013 г., запрещает ставить киоски в охранных зонах инженерных сетей, на тротуарах шириной менее 3 м, ближе 5 м от пешеходных переходов. На начало июня было зарегистрировано 7307 предложений по включению в схему (включены как действующие, так и планируемые объекты), из них 947 - по реализации периодической печатной продукции, сообщал представитель КРППР в начале лета. Участки новой адресной программы будут распределяться на торгах. Не согласовали 367 объектов, по 185 из них отказали из-за несоответствия с охранными зонами инженерных сетей, говорит Сатурнова.

В Петербурге газеты и журналы продают около 1000 специализированных киосков, 150 мини-маркетов, а также 1500 точек сетевого ритейла и АЗС, утверждала ранее депутат заксобрания от «Справедливой России» Марина Шишкина. В соответствии с мировыми стандартами в городах должен быть один газетный киоск на 1000 человек, в Петербурге этот показатель меньше в 4-5 раз, говорит Чуркина. Объем рынка распространения периодической печати Шишкина оценивает в 5,1 млрд руб., на киоски в 2012 г. пришлось 46% продаж печатных изданий (в экземплярах).

У «Роспечати» 233 точки в Петербурге, отказы получены по 50, но это пока не все адреса, рассмотренные комитетом, остались еще Центральный и Выборгский районы, говорит Сатурнова. В сети «Пресса» 40 газетных киосков, из них 15 не прошли согласования в новую систему размещения, отмечает Салтыкова. По ее словам, недавно компания получила предписания перенести два объекта - на Лиговском проспекте и пр-те Просвещения, первый находится над газовой трубой, второй - в охранной зоне магистральной теплосети ГУП «ТЭК СПб».

На торгах могут появиться компании из других отраслей, которые способны заплатить более высокую цену за участок, а затем предложить переуступку прав или сдачу в субаренду, опасается Чуркина. По словам Салтыковой, средняя площадь киоска - 6 кв. м, арендная ставка - около 1000 руб. за 1 кв. м в месяц. Средняя выручка - от 50 000 до 150 000 руб. в месяц в зависимости от расположения, говорит Сатурнова. Это востребованный, но низкорентабельный бизнес, считает Салтыкова. Убытки распространителей могут минимизироваться, если Смольный предложит альтернативные места, полагает представитель ассоциации торговых предприятий «Союз» Яна Боровицкая.

Операторы стремятся сохранить действующие точки и получить возможность устанавливать новые объекты. Они также просят увеличить срок аренды с 3-5 до 10 лет и расширить ассортимент сопутствующих товаров. Льготы для распространителей печатных изданий предлагает ввести министр связи и массовых коммуникаций в приказе № 197 от 31.07.2013 г. «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах РФ» (см. врез). Представители комитета по развитию предпринимательства и комитета по печати не ответили на запрос «Ведомостей».