«Билайн» споет

М. Стулов/ Ведомости

Музыкальные сервисы есть у «Мегафона» (Trava.ru) и «Ростелекома» (Zabava.ru). На Trava.ru размещены «миллионы» российских и иностранных треков (стоимость одного - 20 руб., альбома - 150 руб.), на Zabava.ru - более 1 млн (подписка стоит 99 руб. в месяц, один трек - 9 руб., альбом - 70-150 руб.). Выручка на пользователя Trava.ru выше, чем у сервисов, независимых от операторов, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина, но размер ее не называет.

Сервис «Билайн.Музыка», о запуске которого объявил вчера «Вымпелком», дает его абонентам доступ более чем к 1 млн записей. За 10 руб. в день можно без ограничений пользоваться каталогом, создавать плейлисты, оценивать музыку. Трафик (если человек слушает музыку онлайн) не тарифицируется, если только абонент не находится в международном роуминге.

Музыку можно слушать в режиме стриминга, а можно скачивать. В последнем случае стоимость записи составляет от 8 руб., а альбома - в среднем 100 руб. Абонентам доступны каталоги Warner Music Group, Universal/EMI, «СБА продакшн», группы компаний «Монолит», «Навигатор рекордз», Первого музыкального издательства, «Креатив медиа», права на которые предоставил принадлежащий «Вымпелкому» контент-агрегатор Zed-Tema, говорит представитель оператора Екатерина Лебедева.

Это уже второй музыкальный сервис, запущенный «Вымпелкомом» в последнее время. Недавно он объявил о совместном проекте с сервисом «Яндекс.Музыка»: он ориентирован на пользователей мобильных устройств, абонентская плата зависит от региона - например, в Москве доступ к сервису стоит 17 руб. в сутки. Каталог «Яндекс.Музыки» еще больше - 10 млн треков.

МТС пробовала продавать музыку на портале Omlet.ru, но не преуспела - теперь там только фильмы и мультфильмы. По словам представителя МТС Ирины Агарковой, оператор изучает разные варианты развития музыкального направления.

По оценке Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), весь музыкальный рынок России сократился в 2011 г. на 30% до $76 млн, несмотря на обилие платформ с легальной музыкой. Неудачи музыкальных сервисов RIAA связывала с высоким уровнем пиратства. Для «Яндекса» музыкальный сервис пока инвестиционный, признается его представитель Татьяна Комарова. «Яндекс» платит правообладателям несколько миллионов долларов в год и эти затраты не окупаются, говорил его гендиректор Аркадий Волож.

Представитель «Ростелекома» Валерий Костарев рассчитывает, что потребление музыки будет расти благодаря вступившему в силу с 1 августа антипиратскому закону, который позволяет блокировать сайты с пиратским контентом.