Капитал для малого бизнеса

Внешэкономбанк хочет присоединиться к правительственной поддержке малого и среднего бизнеса и открыть ему дорогу на рынок капитала
У председателя ВЭБа Владимира Дмитриева большие планы по развитию малого бизнеса/ Д. Гришкин/ Ведомости

У ВЭБа уже есть один инструмент поддержки малого и среднего бизнеса: его дочерний МСП-банк рефинансирует банки, кредитующие такие предприятия. Но этот механизм не работает, говорит сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка: МСП дает деньги под 10-12% годовых, а банки - под 15-20%. Малым компаниям не получить кредит: или вовсе не дают, или под очень высокие ставки, сетует президент «Опоры России» Александр Бречалов. А доступ к рынку капитала для малого и среднего бизнеса и вовсе закрыт, следует из презентации ВЭБа.

УК, в которые вложится фонд фондов, инвестируют в отрасли с высоким потенциалом роста - от инновационных и финансовых компаний до сети супермаркетов. Baring Vostok вкладывал в «Яндекс», CTC Media, Golden Telecom, «Авито.ру». ВЭБ планирует, что в первую очередь фонды вложат полученные деньги в фармацевтику, IT и инновационные компании. Фонд фондов может инвестировать даже в те проекты, которые пока представлены только в одном регионе, говорит один из авторов проекта: «Если удастся сделать его федеральным, это принесет очень высокую доходность».

Некоторые опасаются направлять госденьги в рискованный малый и средний бизнес. Управляющий одного из фондов приводит пример «Сколково», где проверка Счетной палаты закончилась уголовным делом. Многие проекты могут быть убыточны и об этих рисках государству заранее должно быть известно, подчеркивает Железко: «Надо просто четко прописать мандат и правила инвестирования - ответственность управляющих всегда ограничена».

Внешэкономбанк (ВЭБ) совместно с одной из крупнейших в мире управляющих компаний - Adams Street Partners (ASP, $22 млрд под управлением) планирует создать фонд фондов. Это будет новый механизм поддержки малого и среднего бизнеса, объяснил «Ведомостям» зампред госкорпорации Александр Иванов.

Совместный фонд будет вкладывать деньги в капитал предприятий и напрямую, и через 5-7 управляющих компаний. Планируется, что через эти УК будет вложено около 70% средств фонда, говорится в презентации ВЭБа (есть в распоряжении «Ведомостей»).

Наиболее вероятными претендентами на деньги госкорпорации и ASP в презентации названы фонды Russia Partners, Baring Vostok Capital Partners (BVCP) и Da Vinci. Партнер Da Vinci Олег Железко знает, что его компания рассматривается в качестве претендента на деньги будущего фонда. Его коллеги из остальных УК, а также из ASP не ответили на запросы «Ведомостей», но их сотрудники подтвердили, что переговоры ведутся.

Размер фонда ВЭБа и ASP не превысит $250 млн, знают управляющие директора двух из этих трех УК. «Это минимальный размер для такого института - нужно достаточно денег, чтобы диверсифицировать портфель», - объясняет один из них. Доли ВЭБа и ASP одинаковые, сначала они вложат по $50 млн, но будут привлекаться и другие инвесторы, рассказывает он.

Идея еще не рассматривалась ни на наблюдательном совете ВЭБа, ни в правительстве, говорят чиновники Белого дома и сотрудники ВЭБа. Соглашение о сотрудничестве ВЭБ и ASP подписали в июле, сообщала госкорпорации (детали и цели будущего проекта не уточнялись).

Развитие малого и среднего предпринимательства - один из приоритетов в правительственном плане стимулирования роста экономики. Главный рецепт - предоставление денег (см. врез на стр. 05).

Средний объем сделки в сегменте private equity в России в 2011 г. составил, по разным оценкам, $23-56 млн. Государственный РФПИ тоже может вкладывать минимум $100 млн: $50 млн от самого фонда и обязательные иностранные соинвестиции. «Таким образом, ни программы поддержки МСП, ни инвестиционная стратегия РФПИ не затрагивают сегмент компаний средней капитализации», - пишет ВЭБ.

В России очень много государственных инвесторов (госбанки, РФПИ, иностранные суверенные фонды), которые, как правило, фокусируются на крупных сделках либо на инфраструктурных проектах, отмечает Иванов. По его словам, нужна отдельная индустрия частных фондов - это основной поставщик капитала малому и среднему бизнесу во всем мире. Но небольшим фондам не хватает денег, говорится в презентации ВЭБа: 60% из них сейчас берут деньги у иностранных институтов развития - ЕБРР, IFC, DEG.

Обычно ресурсы привлекались на внешних рынках, а сейчас Россия - последняя в очереди за деньгами глобальных фондов, подтверждает Железко. Дополнительные деньги ВЭБа и других частных фондов будут очень кстати, радуется он.

Соинвестиции с частным капиталом дают мультипликативный эффект, отмечает один из авторов идеи. РФПИ, потратив $600 млн, заключил сделок с участием международных инвесторов на $2,6 млрд.

У фонда будет много работы - у малого бизнеса огромная потребность в капитале, отмечает Бречалов. Недавно совместный фонд на $10 млн организовали «Опора» и Промсвязьбанк, первые 5 млн руб. уже вложены в производителя чизкейков, рассказывает Бречалов. Сложно совместить поиск высокой доходности и поддержку малого и среднего бизнеса, рассуждает Галушка: «Все эти фонды хотят доходности выше 30%, а большая часть российского бизнеса такую доходность не потянет». И даже если ВЭБ будет готов дорого выкупить акции, его фонды могут не согласиться на такие условия: «скорее всего, они сфокусируются исключительно на высокодоходных отраслях», а не на производственном секторе. Итоги первого полугодия отчасти подтверждают слова Галушки: по данным RWM-Capital, самый крупный сегмент рынка прямых инвестиций - строительство и недвижимость (в первом полугодии - 42% общего объема сделок), на втором месте - телекоммуникации и IT (доля - 30%). Проблема не в отсутствии спроса, а в дефиците доходных проектов, признает управляющий директор одного из фондов: «За большой и средний бизнес дерутся иностранные фонды, госбанки и олигархи, а мелкий никому не нужен».

Доля малого бизнеса в ВВП составляет 20% от ВВП, эта структура почти не изменилась за весь постсоветский период, приводит данные Юлия Цепляева из BNP Paribas. Для сравнения: в большинстве развитых стран - 45-50%. «И мы тоже можем достичь такого уровня, но без всяких дополнительных денег, а просто если оставим бизнес в покое», - уверена Цепляева.