Мексика поделится нефтью

Мексика может отменить действовавший 75 лет мораторий на иностранные инвестиции в нефтяную отрасль. Этим могут воспользоваться российские компании, стремящиеся нарастить или хотя бы стабилизировать добычу сырья
Президент Мексики Энрике Пенья Ньето/ Susana Gonzalez/ Bloomberg

Интерес к недрам Мексики уже проявили ExxonMobil и Royal Dutch Shell. А российские компании, которые присутствуют в соседних странах (в частности, «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть» через СП владеют долей в венесуэльском консорциуме, а «Зарубежнефть» интересовалась активами на Кубе), пока осторожно комментируют заявление мексиканского президента. «Мы всегда приветствуем появление новых возможностей для инвестирования в нефтегазовые проекты», - говорит руководитель пресс-службы «Башнефти» Александр Шадрин. Но проекты должны приносить приемлемую доходность для компании и ее акционеров, напоминает он. «Газпром нефть» также планирует «оценивать эту информацию», осторожничает руководитель ее пресс-службы Екатерина Стенякина. А «Лукойл» вообще «пока» не интересуется Мексикой, уверяет представитель Владимир Семаков.

Президент Мексики Энрике Пенья Ньето предлагает изменить конституцию, запрещающую зарубежные концессии в нефтедобыче. Иностранцы были изгнаны из страны в 1938 г. Тогда на базе национализированных активов британских и американских компаний была создана государственная Pemex, которая стала контролировать всю цепочку - от добычи нефти до АЗС. Сейчас она является седьмой по величине компанией в мире по добыче нефти с годовой выручкой около $100 млрд.

Поправки подразумевают соглашения о разделе прибыли, а не продукции, уточнил Ньето. При этом Pemex останется у государства, а «все углеводороды - в собственности мексиканского народа», подчеркнул Ньето.

Запасы Мексики оцениваются в 115 млрд барр. нефтяного эквивалента. Это сопоставимо с Кувейтом, но больше половины их приходится на нетрадиционные источники, включая сланцевый газ. По оценке Pemex, инвестиции и технологии добычи, предоставленные зарубежными инвесторами, увеличат доказанные запасы нефти Мексики на 27 млрд барр.

Pemex обеспечивает треть доходов бюджета Мексики, но из-за недостатка инвестиций за 10 лет ее добыча упала в 1,5 раза - с 3,8 млн барр. в сутки в 2004 г. до 2,6 млн барр. Смена энергетической политики позволит довести добычу страны до 3 млн барр. в сутки к 2018 г. и до 3,5 млн барр. к 2025 г., уверен Ньето.

«Я ничего не знаю [о планах «Альфа-групп» в Мексике]», - сказал Джон Эйзенхаммер, представитель подконтрольной «Альфе» L1 Energy, которая после продажи доли «Альфы» в ТНК-BP заявила о планах международной экспансии в нефтяной отрасли на деньги от этой сделки. В опубликованной вчера отчетности «Альфы» за 2012 г. говорится, что акционеры консорциума вложили в LetterOne Holdings (через него контролируют L1 Energy) уже $15,36 млрд.

Мексика - не первая крупная нефтедобывающая страна, которая открывает свой нефтяной рынок для иностранцев, напоминает управляющий партнер «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. Географически и политически к этой стране ближе всего США. Но это совсем не означает, что американские компании получат преференции в Мексике. Например, в Ираке, где с 2006 г. международные нефтяные компании после долгого перерыва снова получили возможность участвовать в разработке недр, большинство контрактов на добычу нефти выиграли консорциумы, состоящие из неамериканских компаний, в том числе из России («Лукойл», «Газпром нефть и «Башнефть»).