На выборы не пускают, как раньше

Резкий рост числа партий почти не привел к росту конкуренции. Уровень отсева кандидатов на стадии регистрации стал выше, чем в 2012 г., когда прошла политреформа, констатируют эксперты Комитета гражданских инициатив
Требование допустить к выборам несогласных вновь становится актуальным/ И. Питалев/ РИА Новости

В докладе, подводящем итоги регистрации партий и кандидатов на региональных выборах 8 сентября 2013 г., эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина отмечают очевидный диссонанс между двумя стратегиями. С одной стороны, была установка Кремля на повышение легитимности выборов. С другой - и в центре, и особенно у региональных властей есть страх утраты доминирующего положения и ослабления электорального контроля. А победы оппозиции на местах неизбежны, если появляется реальная конкуренция. Когда власти осознали перспективы ухудшения электоральных результатов, возобладала вторая стратегия - на ограничение конкуренции.

В результате масштаб отсева кандидатов от оппозиции оказался даже выше, чем в 2012 г., показало исследование. Отказы в регистрации получили 28 партийных списков, или 9,2% от числа выдвинутых списков. При этом избиркомы не отказали ни одному партсписку из так называемого «богдановского пула» - новых партий, организованных и связанных с политтехнологами Центра Андрея Богданова (ДПР, СДПР, «Союз горожан», Народная партия России, КПСС, «Гражданская позиция», «Родная страна»). Они выдвигают списки с практически идентичным составом кандидатов, большинство из которых не имеют отношения к региону, где проходят выборы. Если не учитывать партии «богдановского пула», то от числа всех остальных партий отказ в регистрации получили 12,2% списков.

Часто получают отказы представители либеральной оппозиции - «РПР-Парнас» и «Гражданская платформа» Михаила Прохорова (самый громкий скандал - снятие списка партии Прохорова с выборов Ярославской облдумы). Причины отказа часто политические: региональные власти пытаются «дирижировать» конкуренцией в своих областях, пишут докладчики.

На региональных выборах 2012 г. отказов в регистрации почти не было (отсев составил 2,4%), отмечают авторы доклада, теперь же произошло возвращение к практикам 2004-2011 гг., когда отказы были массовым явлением. Рост в разы числа партий, допущенных до выборов, в итоге не привел к резкому росту конкуренции: в прошлом году в среднем были зарегистрированы 13 списков на регион, в этом году - 17 списков. Правда, в администрации президента, как говорил «Ведомостям» близкий к ней чиновник, комментируя снятие «Парнаса» и «Гражданской платформы», считают, что виной тому раскол в самих партиях на местном уровне или желание партий не участвовать в тех кампаниях, где у них будет низкий результат.

Процент отсева вырос и среди кандидатов в одномандатных округах. Общий процент отсева составил 13%, среди партийных выдвиженцев - 6%, а среди самовыдвиженцев - 49%. На прошлогодних выборах общий отсев составлял 11%, среди партийных выдвиженцев - 4%, а среди самовыдвиженцев - 40%. Впервые в двух регионах (Ивановской и Ульяновской областях) не было зарегистрировано ни одного самовыдвиженца. Высокая степень отсева и во Владимирской, Смоленской и Ярославской областях - в двух последних активно отсекали и партийные списки.

Итоги регистрационной кампании подтвердили худшие опасения специалистов: под разговоры о либерализации деградировало как законодательство, резко увеличившее объем различных форм и справок, так и правоприменительная практика, вернувшаяся на уровень 2009 г., констатирует эксперт комитета, один из трех соавторов доклада - Александр Кынев. Нужно менять и то и другое: отсутствие справки или техническая неточность в каком-либо документе не должны быть основаниями для лишения кандидатов права участвовать в выборах. А сейчас кандидатов, не имеющих счетов за рубежом, снимают за то, что они не представили справку об их отсутствии. Порой придирки избиркомов доходили до абсурда: кандидата сняли с выборов в том числе за непонравившуюся фотографию в паспорте, указывает эксперт.

Трудно найти регион, где бы агрессивно реализовывалась тактика отказа в регистрации или снятия с выборов оппонентов власти, не согласен политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов. По его мнению, Кремль последовательно и декларировал, и проводил курс на обеспечение конкуренции и допуск к выборам всех значимых игроков.