Нервные победы

Театр «Ковент-Гарден» летом по традиции оккупирован русским балетом. В этом году сцена отдана Большому театру, который привез свой самый традиционный набор классики
Светлана Захарова и Владислав Лантратов блеснули в «Баядерке»/ Д. Юсупов/ Большой театр

Нынешние гастроли на сцене Королевской оперы, с 1956 г. для Большого театра уже бессчетные, считаются юбилейными: они посвящены 50-летию сотрудничества с московской труппой импресарио Виктора и Лилиан Хоххаузер. В честь этого события планировался живительный контрастный душ - самые традиционные классические постановки («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Баядерка») должны были стать прелюдией к премьере «Весны священной» в версии Уэйна Макгрегора, молодого британского «священного чудовища». Но работа над постановкой должна была начаться именно тогда, когда жертвой кислотной атаки стал худрук балета Большого театра Сергей Филин. Макгрегор отказался от постановки, а московская драма оказалась на первых полосах ведущих английских газет.

Несколько месяцев спустя перед открытием гастролей лондонская пресса вновь была сосредоточена на околотеатральных московских событиях, будто забыв о том, что все последнее десятилетие пребывала в эйфории от модернизации имиджа Большого театра, который несколько раз признавала лучшим зарубежным коллективом, гастролировавшим в стране.

И московское «Лебединое озеро», сразу же предъявленная визитная карточка русского балета, подверглось обструкции еще до первого спектакля. За рубежом традиционно предпочитают нашу классику, но в «собственном соку», порезанную рукой западных редакторов. Поэтому замечания о «радикальном переосмыслении сюжета, лишающем балет его поэзии и очарования», «унылом и запутанном предприятии», «напыщенной», «свинцово-тягостной редакции» были ожидаемы. С тех пор как закрыли дверь за творцами дягилевской антрепризы, англичане ценят русский балет не за креативность, а за уровень исполнительского мастерства. И Светлана Захарова, выставленная в первый день на передний край огня, с задачей справилась: критики устроили соревнование в поиске наиболее цветистых комплиментов для балерины.

Смягчило первые рецензии и впечатление, произведенное Владиславом Лантратовым. Его выступление в роли Злого гения стало открытием для лондонцев, которые затем еще более восторженно приняли его Солора в «Баядерке». Показ этого балета тоже вышел нервным - прямо во время выступления тяжелую травму получила одна из любимиц Лондона - Мария Александрова. Но на следующий день город, кажется, открыл новую фаворитку - 22-летнюю Ольгу Смирнову, которую старейшина критического цеха Клемент Крисп (Financial Times) аттестовал «настоящим чудом».

Практически в каждой рецензии отмечается «звездный уровень» исполнителей вторых партий: Анастасии Сташкевич, Анны Тихомировой, Марии Виноградовой. Джудит Макрелл (The Guardian) вынесла традиционный вердикт английской прессы русскому балету: «Скорее благодаря таким исполнителям, нежели своим постановкам, Большой остается верен своему классическому прошлому». Шанс откорректировать этот взгляд остается у «Пламени Парижа» Алексея Ратманского, которым 17 августа завершатся гастроли.