Пятый вид транспорта

Илон Маск представил проект совершенно нового вида скоростного транспорта
Илон Маск, генеральный директор компаний Tesla Motors и SpaceX/ Noah Berger/ Bloomberg

Маск, я тебя знаю. В бизнесе Маск всегда первооткрыватель.

Пытаясь преобразовать банковскую отрасль, он вошел в число создателей платежной системы PayPal, которая в 2002 г. была продана eBay за $1,5 млрд.

Впервые о «пятом виде транспорта» (альтернативном воздушному, железнодорожному, водному и автомобильному) Маск, который основал и сейчас возглавляет Tesla Motors, а в мае 2012 г. отправил к Международной космической станции первую частную ракету, заговорил почти год назад в интервью Bloomberg Businessweek, породив волну слухов и спекуляций. Вчера он рассказал в своем блоге некоторые подробности.

Маск назвал этот проект Hyperloop («гиперпетля»). Две параллельные трубы, соединенные между собой в начальной и конечной точках маршрута, расположены над землей на опорах, расстояние между которыми составляет от 46 до 91 м. Внутри труб в условиях пониженного давления движутся герметичные капсулы на воздушной подушке, развивая скорость до 1300 км/ч. Капсулы могут перевозить как людей, так и автомобили, а их скорость позволяет, например, добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско всего за полчаса (около 600 км). Вся система получает энергию за счет расположенных на трубах солнечных батарей.

По мнению Маска, Hyperloop может стать альтернативой запланированному строительству высокоскоростной железной дороги между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Официальная стоимость дороги - $70 млрд, но реальная, по оценке Маска, может превысить и $100 млрд. Сооружение «гиперпетли» между двумя городами, по его расчетам, обойдется всего в $6 млрд, если система будет рассчитана на перевозку только людей, или в $10 млрд при условии строительства капсул большего размера, которые смогут транспортировать и автомобили, сообщает Bloomberg. Таким образом, Маск предлагает средство передвижения, которое будет в 4 раза быстрее традиционного скоростного поезда, а его строительство обойдется на порядок дешевле.

Использование солнечной энергии позволит сделать билет на Hyperloop дешевле стоимости авиаперелета, уверен Маск. Кроме того, он заверяет в абсолютной безопасности системы, сравнивая ее с аттракционами в Диснейленде. Согласно проекту безопасная дистанция между капсулами составляет около 8 км, таким образом, между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско могут двигаться примерно 70 капсул с интервалом отправления в 30 секунд.

По мнению Маска, Hyperloop обладает конкурентными преимуществами перед авиаперевозчиками на расстояниях до 1600 км. Размещение труб Hyperloop на опорах поможет решить проблемы с правами на землю, замедляющие реализацию многих проектов железных дорог, в том числе и скоростной магистрали между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. В данном случае опоры можно расположить вдоль существующей автомагистрали Interstate 5. Именно проблемы с правами на землю, а также дороговизна строительства тоннелей стали одной из основных причин того, что ранее предлагавшиеся похожие проекты (вакуумных поездов, например) были признаны нерентабельными и отвергнуты.

Критики утверждали, что реализация проекта Маска вряд ли возможна технически, ссылаясь на энергоемкость, трение воздуха и высокую температуру внутри трубы. Маск отвечает им, что его проект является своего рода компромиссом. Система работает в условиях пониженного давления, а не абсолютного вакуума. Капсулы снабжены чем-то вроде полозьев с маленькими дырочками внизу, из которых выходит воздух и создает воздушную подушку. В передней части капсул находятся воздухозаборники, похожие на те, которыми оснащался сверхзвуковой авиалайнер Concorde; забираемый воздух сжимается электрическим турбокомпрессором и направляется в салон капсулы и в полозья для создания воздушной подушки. Для придания капсуле первоначального импульса используются электродвигатель и магниты - такая технология применяется в поездах на магнитной подушке и в аттракционах типа американских горок. Температура внутри трубы согласно проекту будет находиться в пределах 21-27 градусов по Цельсию. Проектом предусмотрен попутный для капсул поток воздуха скоростью 320-480 км/ч. В совокупности эти условия позволяют капсулам двигаться внутри трубы со скоростью, близкой к скорости звука в данной среде, но не превышающей ее.

По мнению Мартина Саймона, профессора физики Калифорнийского университета, проект вполне реализуем. «Похоже, что все это можно сделать, опираясь на уже известные технологии. [Маск] не полагается на что-то кардинально новое, что еще только предстоит изобрести», - цитирует Саймона Bloomberg.

Однако Маск не планирует реализовывать свой проект самостоятельно или принимать участие в его финансировании, сообщает Financial Times. Издание также приводит слова футуролога из Сан-Франциско Пола Саффо: «Он и без того слишком занят коммерциализацией космоса и прорывами в автомобилестроении, маловероятно, что он будет строить [Hyperloop] сам». Впрочем, в ходе вчерашней пресс-конференции Маск сказал журналистам, что склоняется к тому, чтобы построить прототип Hyperloop.

Маск предложил воспользоваться своей идеей всем желающим бесплатно, если у них найдется несколько миллиардов долларов и способность обойти бюрократические препоны, неизбежные на пути такого проекта, написала на своей странице в LinkedIn известный венчурный инвестор Эстер Дайсон. Она считает, что Маск добивается успеха благодаря не только оригинальным идеям, но и настойчивости, уму и энергии в их осуществлении. И если кто-то соберется построить Hyperloop, на его месте будет глупо не позвать Маска хотя бы в качестве советника - без него никто не возьмется строить нечто подобное, уверена Дайсон.