Мост за 64 млрд

Рекордно дорогой мост через Лену стоимостью в 64 млрд руб. будет оплачен из бюджета: от частников ждут лишь 15% инвестиций
Trevbus

Вчера Росавтодор провел роуд-шоу проекта строительства и эксплуатации моста через реку Лену. Инвестиционный конкурс был объявлен в середине июля, до 30 августа Росавтодор будет принимать заявки на предварительный отбор.

Это один из первых проектов, в котором Росавтодор намерен использовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП): как правило, агентство заключает договоры подряда со 100%-ным государственным финансированием.

По расчетам Росавтодора, стартовая стоимость проектирования и строительства моста - 64 млрд руб. (включая НДС, в ценах соответствующих лет). Это самый дорогой мост из построенных за последние годы (см. график). Доля частного финансирования должна быть не менее 15%, говорят сотрудники Росавтодора. Ранее в интервью «Ведомостям» руководитель Росавтодора Роман Старовойт говорил о 25%.

В международной практике доля частного финансирования в проектах ГЧП, как правило, составляет не менее 25-30%, отмечает человек, близкий к Минтрансу. Непонятно, зачем на таком проекте ГЧП, удивляется собеседник «Ведомостей»: это усложняет его подготовку и повышает стоимость для государства.

Контракт будет заключен на 14 лет: первые шесть уйдут на проектирование и строительство. Проектной документации еще нет, ее разработает победитель конкурса.

Об интересе к проекту уже говорили представители «Трансстроя», «Мостовика», УСК «Мост», «Мостотреста», «Сибмоста». Проектные изыскания частник будет делать за свой счет: Росавтодор начнет выплачивать капитальный грант, только когда частник получит положительное заключение Главгосэкспертизы и приступит к стройке. Стартовая сумма гранта - 40,2 млрд руб. (в ценах I квартала 2013 г.), предполагается, что по итогам конкурса она уменьшится.

Еще восемь лет частник будет обслуживать мост: проезд будет бесплатным, покрывать расходы на содержание моста и собственные вложения инвесторы станут за счет регулярных платежей государства, их общая сумма не должна превысить 16 млрд руб. (также в ценах I квартала 2013 г.). Именно эта составляющая и позволит частнику заработать, если он сможет сократить свои затраты на стадии эксплуатации, подчеркивает руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Интерес компаний к такому крупному проекту огромный, утверждает руководитель ФКУ «Дороги России» Иван Григорович. Требования к ним достаточно жесткие, следует из материалов Росавтодора. «В мире не существует опыта строительства и эксплуатации аналогичных объектов в климатической зоне, схожей по суровости природных условий», - говорится в презентации проекта. Участники конкурса должны обладать опытом «создания подобных объектов» в зоне вечной мерзлоты, повышенной сейсмичности, на реке или на море. Таких компаний немного, замечает сотрудник крупной инфраструктурной компании.

Недостаточно исходных данных, чтобы оценить риски проектирования до подачи заявки, сетует гендиректор «Мостовика» Олег Шишов, есть проектные изыскания Росавтодора, которые делались ранее, но непонятно, кто несет за них ответственность, - в итоге риски проектирования все равно лягут на инвестора. Вопросы вызвали и требования к опыту строительства мостов с пролетом не менее 300 м, отметил представитель «Сибмоста»: особые требования к мостам предусматривают пролеты длиной 200 м. Непонятно и как будет очерчена зона вечной мерзлоты, продолжает он.