Партитура для гендиректора с бизнес-ангелом

Может ли выжить в большом городе арт-клуб, в котором не продают спиртное, не разрешают курить и читают хорошие книжки, а гендиректор и вовсе учитель музыки? Может, уже год пытается доказать Александра Житинская, открывшая заново арт-клуб «Книги и кофе», придуманный когда-то ее отцом
Дмитрий Новиков считает, что такие проекты, как у Александры Житинской, нужно поддерживать для того, чтобы они просто были/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Место эксперимента. Дмитрий Быков, писатель

«Выступления в таких клубах дают очень много, и в этом есть коммерческий момент, важный для писателя или музыканта: существует аудитория, которой он показывает хиты, а есть та, на которой проверяет новый репертуар или сложные для исполнения вещи. Например, у меня есть книги, которые я могу читать с любой площадки, и есть другие. Если две главы нового романа я прочту у Житинской, то точно буду знать, хорошо это или плохо»

История началась в 2007 г., когда четыре известных петербургских литератора - Борис Стругацкий, Александр Житинский, Илья Штемлер и Дмитрий Каралис - получили помещение «Центр современной литературы и книги» на наб. Макарова недалеко от Пушкинского дома. После того как дом литераторов сгорел, собираться писателям в городе на Неве было негде. Житинский, ставший директором нового центра, задумался, как бы оживить жизнь сообщества.

«Как-то за семейным ужином папа сказал: давай замутим там что-нибудь интересное, - вспоминает дочь Житинского Александра. - Ты будешь приглашать друзей-музыкантов (Александра - выпускница фортепианного отделения Петербургской консерватории. - «Ведомости»), устраивать концерты, чтения, поставим кофе-машину». Так на наб. Макарова появился арт-клуб «Книги и кофе» (КиК), ставший преемником одноименного литературного кафе, которое после нескольких переездов было закрыто. Вместе с названием в наследство новому клубу перешла и кофе-машина.

На честном слове

«Работали мы на честном слове и папином авторитете. Никакого юридического оформления толком не было», - рассказывает Житинская, которой в команде досталась роль арт-директора. В одном зале пили кофе, стояли стеллажи с книгами, которые можно было не только купить, но и просто взять почитать за столиком. В другом - устраивали концерты, спектакли, литературные чтения и лекции. Жизнь закипела. У клуба довольно быстро сложилась своя аудитория, заходили и студенты Петербургского университета, расположенного через дорогу, говорит Житинская: «Четыре года мы весело и в свое удовольствие развивались. А потом папа умер».

Поначалу клуб трогать не стали. Житинская полагает, что новое руководство надеялось получать с клуба хорошую прибыль. Но больших денег в проекте никогда не было. Выручки хватало на коммунальные платежи и небольшую зарплату команде. А чистая прибыль, если и оставалась, не превышала двух-трех десятков тысяч рублей, которые тут же вкладывали в развитие, покупая оборудование.

«После очередного собрания с руководством я поняла, что история для меня закончилась. Пошла гонка на выживание», - вспоминает Житинская. К ее удивлению, команда не только решила уйти вместе с ней, но и предложила открыть новый клуб. «Денег на это у нас, естественно, не было - только порыв», - говорит Александра.

Краудсорсинг в действии

Клуб к тому времени был хорошо известен в Петербурге, и новость о его закрытии 2 апреля 2012 г. наделала немало шуму. Активные участники группы «В контакте» (более 27 000 подписчиков) наперебой предлагали скинуться на новый клуб.

«Что делать дальше, я понимала с трудом, - признается сейчас Житинская. - Не понимала даже разницы между спонсором и инвестором. Я просто учитель музыки, максимум занималась организацией концертов. Но, оформив документы, неожиданно стала генеральным директором», - улыбается она, вспоминая свою растерянность в те дни.

После долгих колебаний (брать деньги с людей было неудобно) счет все-таки открыли. Но деньги брали не просто так - придумали акцию «Кофе в кредит»: за каждые вложенные 100 руб. можно было получить бесплатно чашку кофе после открытия клуба. Параллельно искали подходящее помещение. Во всей этой суматохе Житинская поначалу отмахнулась от письма, в котором незнакомый ей Дмитрий Новиков предлагал помочь, например дать 150 000 руб.

«На самом деле я к тому моменту уже столкнулась с явным троллингом, когда мне предлагали солидную помощь, вели переговоры, а потом придумывали какую-то невероятную историю и исчезали», - объясняет настороженность Житинская. Но Новикову она все-таки ответила, поинтересовалась, что тот хочет взамен. Помощь тянула на целых 1500 чашек кофе. А Новиков сказал, что его вполне устроит приглашение на концерт Михаила Башакова, с которым у КиК были давние дружеские отношения.

Наконец появилось и подходящее помещение в центре на ул. Гагаринской. Владелец помещения тоже нашелся в «В контакте» и написал Житинской, что ему особенно нравится безалкогольная концепция проекта. Виски-бар, располагавшийся в этом помещении прежде, хозяевам пришлось закрыть после многочисленных жалоб жителей. Помещение не требовало серьезных вложений, а хозяин предлагал льготную аренду на первые полгода по цене 500 руб. за 1 кв. м.

Когда весь бюджет до последней чашки кофе был учтен, в активе у новой предпринимательницы оказалось около 350 000 руб. (150 000 - от Новикова и 200 000 - собранных всем миром), но на открытие нужен был 1 млн, подсчитала Житинская. И, вздохнув, обратилась за помощью к папе своих учениц, который с ресторанным бизнесом был знаком не понаслышке.

Не сошлись характерами

По документам Житинская изначально была единственным акционером, но на деле в «партнерстве на доверии», как она сама его называет, было еще два учредителя. Дмитрий Румянцев, который работал в КиК с самого начала, и тот самый папа учениц, бизнесмен Вячеслав Викторович (фамилию герои просили не называть), они вложил недостающие 0,5 млн. По той же договоренности Житинской отвели 45%-ную долю, оставив ей право основного голоса при принятии любых решений. В сентябре 2012 г. клуб КиК открылся вновь - как и прежде, в двух залах. Концертная площадка на 100 мест и кафе на 50, книги, выставки картин и фотографий, литературные чтения, музыка, лекции и детские мероприятия по выходным. «Но уже ко второму месяцу начались разногласия. Вячеслав Викторович решил выйти из дела, сказав, что с таким подходом к управлению клубом прибыли никогда не будет, - признается Житинская. - И тут на помощь опять пришел Новиков. Он с ним по-мужски разобрался».

«Представляю, как сейчас истолкуют Сашины слова, - подключается к рассказу предприниматель Новиков, много лет работающий в телекоммуникационной отрасли. - На самом деле я просто выкупил его долю». Долю Новиков выкупил за 1,2 млн. Житинская до сих пор возмущается, что кто-то на проекте так нажился. Новиков относится к истории куда более философски, считая, что партнеры просто не поняли друг друга «на берегу»: «Он инвестировал в одно, а она хотела развивать совсем другое».

Возможна ли прибыль

Новиков активно подключился к проекту уже после Нового года и первые результаты преобразований и «наведения порядка» планирует оценить к ноябрю. Лето слишком провальный период сам по себе, чтобы делать выводы. Зимой и весной КиК удавалось работать в ноль и даже немного зарабатывать, но сезонный спад совпал с окончанием льготной аренды. Предприниматели говорят, что вот эти 250 000 руб. аренды сейчас самая большая головная боль.

Кафе самоокупается, а вот наладить продажу книг никак не удается. Весь оборот арт-клуба вертится, по словам владельцев, вокруг 1 млн руб., но никак за него не перешагнет. Этот рубеж они рассчитывают перейти осенью. Оборот кафе, главного кормильца бизнеса, - порядка 600 000 руб. в месяц, концерты в лучшие месяцы приносят около 150 000, но в основном 70 000-80 000. Выручку от продажи книг Житинская назвать не может, но говорит, что в среднем продается 2-3 книги в день. И с осени на книжном направлении появится новый человек, от которого они ждут чуда.

«Мы пока еще не поняли, сможет ли это предприятие жить само - без генерального спонсора. Человека, который раз в год выдает какую-то сумму и про нее забывает. Хотя это тоже в общем-то нормальная история. Такое место и не может быть высокорентабельным, - рассуждает Новиков, явно готовый выступать этим спонсором и дальше. - Но мы попробуем сделать максимум из того, что можно сделать с этим форматом».

Культуру - в офисы

Новиков считает, что такой клуб пусть и не будет приносить серьезной прибыли, но способен «питать» смежные проекты. Сейчас его главная идея - привнести творческую атмосферу КиК в скучные, серые офисы, заразив их проектом «Новая офисная культура». Расставлять в офисах книжные стеллажи рядом с кофе-машинами, устраивать выставки картин и фотографий. Первым проектом стал офис координационного контакт-центра Re-call в Петербурге. В нем появились картины, фотографии, авторская графика, а также «КиКоск» - книжный киоск по версии КиК. В планах - открыть несколько небольших тематических кафетериев в городе, каждый представлял бы одно направление основной КиК: книги, картины, графика, музыка.

«Такие проекты вполне могут быть самоокупаемыми и рентабельными и приносить средства на развитие, но очень многое зависит от издержек. К примеру, на Тверской в Москве не выжить», - считает ресторатор Дмитрий Ицкович, сооснователь знаменитого «Проекта О.Г.И.». Должна быть более циничная модель монетизации, советует Ицкович, который сам не раз обжигался. При слишком душевном подходе сложно быть прагматичным. А люди-то идут именно на прагматику.

Кстати, идеи Новикова носятся в воздухе. Так, «Проект О.Г.И.», первый столичный проект книжных кафе, закрывшийся в мае 2012 г., возвращается, но уже в другом формате. Новые «Кафе О.Г.И.» теперь будут открываться в бизнес-центрах. Первое открылось неделю назад в «Останкино». А осенью, по словам Ицковича, новое яркое, прикольное «О.Г.И.» появится прямо в центре бизнес-парка «Кожевники»: «Не думаю, что мы там будем делать такую агрессивную культурную программу, как в старом «О.Г.И.», но культурная жизнь обязательно будет».

Хорошее дело

«Раскрутиться Житинской будет трудно, потому что вся эта история ориентирована на очень узкий слой, - считает писатель Дмитрий Быков. - Ужасный парадокс русского капитализма - чтобы это дело поднять, надо, чтобы в нем появились качества, которые его убьют. Житинский был великий человек своего поколения, но ему Господь отмеривал ровно столько, чтобы заведение не закрылось и семья сводила концы с концами. Наверное, он совершенно не был создан вести бизнес, поэтому ему и посыли ровно сколько нужно. И с Сашкой, которая все это унаследовала, абсолютно та же история. Чтобы раскручивать клуб, ей нужно перестать быть собой, а если она раскрутит, это будет обычная сеть кафе».

Такой старт обычен для большинства хороших проектов, уверен Александр Гаврилов, совладелец книжных магазинов «Додо. Magic Bookroom», клуба ArteFAQ и бара DeFAQto, поясняя, что под «хорошими» он имеет в виду проекты, нацеленные прежде всего не на зарабатывание денег, а на хорошее дело. «Хорошие проекты», как правило, ориентированы на милых, обаятельных, неплатежеспособных и не склонных к приобретению чего бы то ни было людей. Так что этот сегмент не очень выгодный. «Но рано или поздно предприятие должно выйти в плюс», - считает Гаврилов. «Такого рода места - немного концертные, немного кафе, немного книжный магазин, немного коворкинг - улучшают жизнь в городах. Но в любом случае у заведения обязательно должно быть одно основное направление, коммерческая схема, на которую потом можно нагружать уже все дополнительное. Иначе не бывает», - предостерегает Гаврилов.