Воробьев богаче Собянина

Избирательный фонд кандидата в губернаторы Подмосковья Андрея Воробьева почти в 10 раз больше суммы фондов его соперников: такого разрыва нет даже в Москве
Андрей Воробьев/ Д. Абрамов/ Ведомости

На равных. 100,5

млн рублей было в избирательном фонде Собянина, по данным на 6 августа, - это меньше суммарного размера фондов всех остальных кандидатов (109 млн руб.).

Мособлизбирком опубликовал промежуточные данные о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в губернаторы Московской области. По данным на 7 августа, самый богатый кандидат - врио губернатора, единоросс Андрей Воробьев, в его фонд поступило 173 млн руб. Это на порядок больше, чем у всех остальных кандидатов вместе взятых: они смогли привлечь в свои фонды в общей сложности 18,3 млн руб.

Как следует из первого финансового отчета Воробьева, 300 000 руб. он внес сам, 70 млн перечислила выдвинувшая его «Единая Россия», остальное - добровольные пожертвования юрлиц, их список не приводится.

В Московской области самый высокий лимит расходования средств избирательного фонда кандидата в губернаторы из всех регионов, в которых 8 сентября пройдут выборы глав, - 300 млн руб. (в Москве - 200 млн, самый большой бюджет - у врио мэра Сергея Собянина, он собрал 100,5 млн руб.). Приблизиться к этому максимуму смог только Воробьев. Представители остальных парламентских партий значительно отстали: коммунист Константин Черемисов собрал 7 млн руб., эсер Александр Романович - 6 млн, у кандидата от ЛДПР Максима Шингаркина - 4,2 млн. Самые скромные фонды - у выдвиженца от «Яблока» Геннадия Гудкова и кандидата от «Патриотов России» Надежды Корнеевой: 0,8 млн и 0,1 млн руб. соответственно.

Гудков говорит, что ведет кампанию «в условиях финансовой блокады»: с потенциальными спонсорами провели «беседы», после которых некоторые отказали ему в финансовой помощи, а некоторые вообще уехали из области. Он запустил программу краудфандинга, но она пока не очень работает, признает он: в Московской области в отличие от столицы это слово пока мало знакомо людям, а кроме того, они не верят в возможность его победы, переживает Гудков. А на Воробьева работает административный ресурс региона, районам дана разнарядка - обеспечить не менее 1,3 млн в его избирательный фонд, знает Гудков.

Финансовый уполномоченный Воробьева Наталья Егорова говорит, что никаких разнарядок не существует, это видно из структуры пожертвований: юрлица сделали всего несколько переводов, но крупных, в том числе максимально возможный для организаций размер пожертвований - 30 млн руб. Основная статья расходов Воробьева - агитация, отмечает Егорова. Штаб заключил договоры с агитаторами из 72 местных отделений «Единой России», они распространяют и разъясняют программу Воробьева. Также Воробьев купил дополнительное эфирное время на телеканале «Подмосковье».

Черемисов докупать телеэфиры не стал: по его словам, он ведет кампанию в основном за счет партии, его бюджет ограничен. Ставка делается на агитацию среди населения и распространение печатной продукции силами партийных активистов.

Политолог Михаил Виноградов считает, что такой разрыв свидетельствует об отсутствии реальных соперников Воробьеву и слабой имиджевой и ресурсной составляющей их позиций. Регион большой и разрозненный, оппозиции сложно найти единую повестку, которая могла бы оживить кампанию, отмечает эксперт.