Интеллектуальная собственность: Как акционировать искусство

В августе вступил в силу «антипиратский» закон, направленный на защиту авторских прав на фильмы в интернете. Осенью Государственная дума рассмотрит аналогичный законопроект, посвященный музыкальной индустрии. За последние пять лет вопрос авторских прав в интернете резко приобрел актуальность - совсем недавно скачивание фильма или даже музыкального альбома из сети казалось невыполнимой задачей, но с развитием технологий широкополосного интернета институт интеллектуальной собственности столкнулся с небывалыми по своей остроте вызовами. Противостояние между сторонниками авторского права и пиратами, выступающими за свободное распространение контента, является очень ожесточенным, и даже самые радикальные сторонники рынка и беспрепятственного распространения информации зачастую не могут ответить на вопрос, «можно ли законодательно защищать права интеллектуальной собственности».

Пожалуй, по своей злободневности и уровню общественной дискуссии этот вопрос не имеет конкурентов в долгосрочной перспективе. Нет смысла играть в арбитров и пытаться докопаться до истины, хотя, как и в любых остроактуальных спорах, почти у каждого тут есть мнение, отличное от индифферентного. Можно лишь отметить, что каждая из сторон имеет весомые аргументы. Достаточно весомые, чтобы пренебречь точкой зрения своих оппонентов.

Пока в ходе спора о вопросе интеллектуальной собственности ломается множество копий, а российские законодатели примеряются к музыке в интернете, незаметно для многих появилась когорта производителей музыкального контента, которые нашли себе место, не занятое ни пиратами, ни сторонниками защиты авторского права.

В октябре 2007 г. маленькую революцию совершила группа Radiohead, предоставившая своим поклонникам права для скачивания альбома In Rainbows по схеме Pay what you want (PWYW): любой желающий мог скачать альбом, а затем перечислить произвольную сумму в качестве платы за прослушивание опубликованного материала. Нельзя сказать, что первая попытка музыкантов топ-уровня выйти на рынок добровольных пожертвований была однозначно успешной, но и провалом ее не назовешь.

С тех пор, во-первых, существенно возросло количество пользователей интернета и его качество, а во-вторых, поменялась модель их поведения - теперь ни для кого не составляет труда совершить покупку или оплатить счета в сети с помощью банковской карты. Но главным изменением последних лет, которым не преминули воспользоваться музыканты, стало появление новых способов привлечения денег в интернете.

В 2009 г. был запущен проект Kickstarter - краудфандинговая платформа, позволяющая любому человеку привлечь деньги для своего бизнес-проекта, достаточно «лишь» пройти испытание аудиторией. В 2012 г. произошло знаковое событие - американская певица Аманда Палмер стала первым музыкантом, который получил более $1 млн за запись своего будущего альбома. Этот миллион был собран на Kickstarter. Свой успех Аманда объясняет в выступлении The art of asking на конференции TED умением настоящего артиста взаимодействовать со своей аудиторией и отсутствием боязни просить вознаграждение за свой труд.

Так или иначе столь ошеломительный успех повлек за собой появление нового метода привлечения средств для производителей контента, и теперь уже и российские музыканты имеют удачный опыт «акционирования» собственного творчества, пускай и в куда меньших объемах.

В отличие от модели PWYW, когда пользователь платит за полученный материал после прослушивания, краудфандинг - оплата будущего результата. Единственное, чем руководствуются жертвователи в случае с музыкальными исполнителями, - репутация заявителя проекта, а значит, их желание услышать новый результат творчества любимого музыканта, предварительно заплатив за него любую желаемую сумму. Каждый исполнитель сам вправе решать, сколько денег ему необходимо собрать для того, чтобы начать записывать материал: например, в своей нашумевшей кампании все та же Аманда Палмер установила порог в $100 000, который, впрочем, был преодолен всего за шесть часов и превышен более чем в 10 раз.

Такой способ заработка, кажется, должен устраивать всех: и артистов, уверенных, что производят востребованный слушателями продукт, и их поклонников, которых никто не принуждает платить больше, чем им самим того хочется. Из уравнения исключаются крупные звукозаписывающие компании - одни из основных лоббистов защиты прав интеллектуальной собственности. В такой схеме нечего ловить и пиратам - им нечего «украсть» и нечего незаконно распространять, так как творческий результат, который оплачивается авансом, существует только в голове исполнителя и головах его слушателей. Этот механизм - настоящее воплощение свободного рынка там, где его меньше всего ожидаешь увидеть и где он демонстрирует свою красоту вопреки очевидным вариантам и возможностям для развития событий.

Автор - редактор ресурса inliberty.ru