Запас грузовиков для Казахстана

«Камаз» увеличил в первом полугодии экспорт за счет формирования склада в Казахстане перед переходом этой страны на «Евро-4» с 2014 г.
М. Стулов/ Ведомости

Экспорт «Камаза» в первом полугодии увеличился на 2% до 3632 автомобилей и сборочных комплектов, особенно резко поставки возросли во II квартале - почти на 45% до 2701 шт., следует из материалов компании. Для сравнения: продажи «Камаза» на домашнем рынке в январе - июне сократились на 11,3% до 17 671 шт.

Рост экспорта был связан с формированием складских запасов из автомобилей «Евро-3» в Казахстане накануне перехода страны с 1 июля на «Евро-4» (пока это требование касается импорта, на местное автопроизводство распространится с начала 2014 г. - «Ведомости»), поясняется в квартальном отчете «Камаза». Объем складских запасов не уточняется (в России они составляют месячный оборот). В январе - июне 2013 г. в Казахстан было отправлено около 2500 камазовских грузовиков и сборочных комплектов (+14%), в основном во II квартале (2048 шт., +58%).

Грузовики, соответствующие «Евро-4», дороже автомобилей «Евро-3» - разница в цене может доходить до 200 000 руб., а это снижает покупательную способность, поясняет представитель «Камаза» Олег Афанасьев причину увеличения складских запасов в Казахстане. Средняя цена грузовика «Камаза» составляет 2 млн руб. и компания ищет способы удешевления продукции «Евро-4», замечает он. К тому же в Казахстане сейчас разрешено обращение бензина «Евро-2» - переход на «Евро-3» планируется с января 2014 г. (с января 2016 г. - на «Евро-4»). Такое топливо может снизить срок работы двигателя и системы выхлопа автомобиля, соответствующего стандарту «Евро-4», вплоть до поломки, замечает Афанасьев. Похожая проблема есть и в России, где импортеры и производители автомобилей с 2013 г. перешли на «Евро-4», а в стране пока разрешен оборот топлива «Евро-3».

Проблем с продажей сформированных товарных запасов из-за перехода Казахстана на новый экологический стандарт не будет: автомобили ниже класса «Евро-4», ввезенные в страну до 1 июля, можно продавать до конца года, отмечает представитель «Камаза». Завод больше беспокоит общее снижение спроса на тяжелые грузовики в Казахстан, которое во многом обусловлено значительным сокращением финансирования из республиканского бюджета со II квартала, следует из отчета компании. Но эта страна еще долго останется крупнейшим экспортным рынком «Камаза», прогнозирует Афанасьев: поставки на Украину, второй по величине экспортный рынок предприятия, меньше в 2-3 раза.

Потребители Казахстана чувствительны к изменению цен, но доля «Камаза» вряд ли заметно изменится, так как переход на «Евро-4» касается всех импортеров, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Во втором полугодии «Камаз», скорее всего, увеличит поставки сборочных комплектов на свое предприятие в Казахстане, чтобы воспользоваться возможностью выпускать там грузовики «Евро-3» до конца 2013 г., думает он. Представитель «Камаза» не стал это комментировать.

В связи с переходом на «Евро-4» были увеличены на 30-40% складские остатки в Казахстане большегрузных «Уралов», местная сборка которых началась летом 2013 г., сообщил представитель группы ГАЗ, но объемы экспорта не уточнил. Мощность местной площадки - 400 шт. в год. Продажи LCV и среднетоннажных грузовиков группы ГАЗ в Казахстане в январе - июне выросли на 28% до 3450 шт., но специально складов под «Евро-3» в этой стране не формировалось, сказал представитель группы.

Начиная с 2010 г. на рынке Казахстана сохраняется тенденция роста спроса на рынке легковых автомобилей, отметил представитель «АвтоВАЗа». В первом полугодии 2013 г. продажи Lada в этой стране выросли на 79% до 23 957 шт., отметил он (доля Казахстана в общем объеме экспорта завода составила 66,7%). Были ли увеличены складские запасы Lada в этой стране из-за перехода на «Евро-4», представитель не стал комментировать.