Документы лесенкой

«Маяковский от «Я» до Я. Очень личные местоимения» - документальная выставка, сложно придуманная, запутанно исполненная
На выставку Маяковского смотрим по-родченковски/ А. Махонин/ Ведомости

Совпадение юбилея и капитального ремонта - драматическое. Музей Маяковского вынужден проводить выставки, посвященные 120-летию поэта, в Домике Чехова. В музее недавно назначенный директор - Надежда Морозова работает в этой должности с начала года. В такой нервной ситуации как-то неловко предъявлять претензии к выставке, так красиво названной, вовремя снабженной элегантным каталогом. Но надо быть честным.

«Маяковский от «Я» до Я. Очень личные местоимения» - бенефис рукописно-документального фонда музея, получившего самые ценные материалы от Лили Брик, как известно главной наследницы Маяковского, еще в 1938 г. Так что перед зрителями предстают действительно документальные сокровища - записные книжки, первые издания книг, рукописи стихов и поэм, записочки с рисуночками, авторство которых понятно и без подписи: «Целую вам ротик милый кашалотик». Фотографии, рисунки.

Как всегда на документальных выставках, есть неожиданно пронзительные «бумажки» - например, отпечатанный тиражом в 600 экземпляров пропуск, дающий «право участвовать 17-го апреля 1930 г. на гражданской панихиде в клубе Писателей» и «присутствовать на кремации тела В. В. Маяковского».

От старых бумаг, к сожалению, не только трепет берет, но и скука. Интересно экспонировать их трудно, а тут еще на вернисаже не состоялся показ одного из центральных, впервые выставленных раритетов - налогового дела «на В. В. Маяковского 1923-1929 гг.», «комплекса из 136 документов». То есть само дело показано, а его электронная копия, которую любой может изучить, на вернисаже не работала. Несмотря на директорское обещание починить, ничего наверняка тут не скажешь - мониторы в московских музеях редко светятся, смотрители нервничают, когда их трогают.

Музей назвал свой «юбилейный проект» «освобожденным от груза концептуальности». Разделы собраны тематически, согласно местоимениям. «Они» - про любимых. «Мы» - про футуризм, «Некто» - враги и правительство. Ну а «Я», как известно, первая книга стихов Маяковского. Внутри же смешаны подлинники с ксерокопиями, документы с «оформлением». Неразберихи добавляет и выставленная серия современной художницы. Без концепции не разберешься.

До 8 октября