Не ушла в рецессию

Угроза рецессии пока откладывается, следует из июльских данных Росстата: экономике не дал упасть потребительский спрос, поддержанный замедлением инфляции
Российская экономика не перешла грань между стагнацией и рецессией/ A.Rudakov/ Bloomberg

За исключением упавшего промышленного производства, большинство остальных ключевых макропоказателей в июле улучшилось, следует из данных Росстата. Статистика зафиксировала возобновление роста инвестиций (на 2,5%), платных услуг населению (2,7%), строительства (6,1%), ускорение роста розничного товарооборота (4,3%) и реальных доходов (4,2%; все цифры к июлю 2012 г.). Однако усилилось падение грузооборота.

Экономика за первое полугодие выросла на 1,4%, сообщил оценку Росстат. Такие же данные в конце прошлой недели опубликовало Минэкономразвития. По расчетам министерства, рост экономики во II квартале со снятой сезонностью составил 0,1% к январю - марту, говорит директор департамента Олег Засов, оценка I квартала не поменялась - 0,2%.

Рост экономики в годовом сравнении замедлился ко II кварталу до 1,2% (с 1,6% за январь - март), что с учетом спада промышленности (на 0,7% в июле) дало аналитикам основания говорить о приближающейся угрозе рецессии. С учетом новой порции статистики риски рецессии пока выглядят преувеличенными, замечает Александр Морозов из HSBC. Но и улучшения не произошло: общий тренд экономики на замедление не изменился, считает Морозов. Данные с сезонной очисткой показывают дальнейшее ухудшение в реальном секторе, а замедление роста потребления стало менее выраженным, говорит Николай Кондрашов из Центра развития Высшей школы экономики.

По оценкам Морозова, с учетом вклада сельского хозяйства, которое в этом году поддерживает экономику «на плаву», июльский рост экономики мог составить 2,2% к июлю-2012, примерно как в марте - апреле, без учета сельского хозяйства - 1,9%. Кроме того, в мае и июне на показатели негативно влиял календарный фактор - рабочих дней было меньше, чем обычно, а в июле, наоборот, рабочих дней больше на 1,2, чем в среднем за последние 12 лет, указывает Кондрашов. По его оценкам, выпуск в базовых отраслях (без сельского хозяйства) в июле увеличился на 0,1% после снижения на 0,2% в июне.

Июльские данные превзошли консенсус-прогноз, главным сюрпризом стал рост инвестиций (консенсус Bloomberg предполагал их дальнейшее снижение на 1,4%), признается Дмитрий Полевой из ING. Правда, этот рост во многом обусловлен эффектом базы (в июле 2012 г. рост был ниже, чем в июне), замечает Юлия Цепляева из BNP Paribas.

Всплеск инвестиций и строительства всего лишь объясняет их провал в июне, считает Кондрашов: усредненные цифры за июнь - июль по строительству - минус 1,1%, по инвестициям - минус 0,8% (в годовом сравнении). Данные по промышленности и грузообороту также показывают, что никакого улучшения в реальном секторе не произошло, констатирует он. Чего не скажешь о потребительском секторе: после пяти месяцев стагнации возобновился сезонно сглаженный рост в секторе услуг, в рознице он остался на уровне июня, но намного выше, чем в апреле - мае, посчитал Кондрашов. Ускорение роста розницы в годовом выражении было поддержано замедлением инфляции, сократившейся до 6,5% с 6,9% в июне, но частично, как и инвестиции, обусловлено эффектом базы, говорит Морозов: «На горизонте одного месяца такой рост радует, но тренд - в лучшем случае на стабилизацию». Росстат зафиксировал новое снижение безработицы (до 5,3% против 5,4% в июне), тогда как абсолютная численность безработных возросла, что нетипично для июля, замечает Цепляева. Вкупе с негативными данными по реальному сектору это означает, что сохраняется крайне высокий риск стагнации или рецессии в 2013 г. и далее, заключает она.

По итогам семи месяцев, в сравнении с январем - июлем 2012 г., рост розницы и услуг, отражающих потребительский спрос - главную опору экономики, - замедлился почти вдвое (3,8 и 2,1% против 6,8 и 4% соответственно). Обрабатывающие производства, инвестиции, грузооборот остаются в минусе (на 0,2, 0,7 и 0,9% соответственно).