Цифра недели: 75 млрд руб.


Государство как «плохой собственник» порой умеет преподносить сюрпризы и начинает торговаться не хуже заправского продавца ковров на рынке в Каире. Шутка ли - продать на порядок меньше товара, но в 5 раз дороже. Именно так получилось на этой неделе у департамента СМИ и рекламы Москвы. Чиновники продавали на аукционе права на 7366 мест в столице, где можно устанавливать рекламные конструкции - щиты, афиши, стенды и т. д. За 60% таких мест, выставленных на аукцион (остальное продадут до конца года), город выручил 75 млрд руб. Эту сумму компании-победители выплатят в муниципальный бюджет в течение 10 лет. За предыдущие 10 лет город получил от операторов наружной рекламы только 19 млрд руб.

Цену на места чиновники набивали умело.

Во-первых, создали повышенный спрос и добились полной монополии на поставки. Для этого дождались прекращения текущих договоров на прежние рекламные места в Москве и не стали их продлевать автоматически, как было прежде. Договоры у всех операторов наружной рекламы истекли еще весной, и с тех пор они живут на птичьих правах - вместо аренды за места платят городу штрафы. Те, кто не смог купить новые места на этом аукционе и проиграет на следующем, фактически остаются без бизнеса в столице.

Во-вторых, создали дефицит товара. С момента прихода к власти Сергея Собянина количество рекламных площадей в городе, по собственной оценке департамента, сократилось на порядок. Аналитики говорят, что в реальности сокращение меньше - в 1,5-2 раза, но оно, конечно, значительное.

В-третьих, принципиально не мелочились и продавали товар только большими партиями. Сейчас в Москве около сотни операторов наружной рекламы, подавляющее большинство - маленькие, у кого-то в управлении буквально 1-2 щита. Чиновникам такие покупатели не интересны. На аукцион были выставлены лоты сразу с сотнями и тысячами мест. Самая низкая стартовая ставка на аукционе - явно неподъемные для малого бизнеса 350 млн руб. Операторы жаловались на условия торгов депутатам, Федеральной антимонопольной службе - не помогло.

В результате места, которыми сейчас управляет пара десятков операторов, на аукционе заново разделили между собой семь крупнейших и просто очень больших компаний. Которые теперь должны городу миллиарды рублей. Явная победа, но дорогой ценой.

А что же остальные? Кто-то из проигравших или тех, кто принципиально не стал участвовать в аукционе, рассчитывает оспорить условия и итоги конкурса в суде. Кто-то указывает, что товар-то порченый - мол, большая часть проданных мест не согласована с дорожными службами и ГИБДД и просто так поставить щит там не получится. Есть и такие, кто сомневается, что операторы потянут такие выплаты и в итоге не откажутся от контрактов.

Наконец, есть и другие купцы. Можно договориться с владельцами участков возле МКАД. А можно вообще податься в область - ближайшее Подмосковье быстро осваивается и спрос на рекламу там не меньше, а власти посговорчивее.