Правила офисных клоунов

Офисные шутники сплачивают коллектив, повышают эффективность труда и привлекают клиентов, утверждают американские исследователи. Но иногда неудачной шуткой ставят под удар себя или компанию
Fotolia/ PhotoXPress

Марго Кармишель Лестер, владелица компании Word Factory в Северной Каролине, любит шутить на работе. Сотрудников она тоже подбирает с чувством юмора. «Я хочу работать с людьми, которые понимают шутки», - говорит Лестер.

Правда, остроты не всегда оказываются удачными. В прошлом месяце на встрече с клиентами из страховой компании Лестер решила отпустить невинную шутку по поводу того, как клиенты обычно воспринимают страховых агентов. «Скажите, кто в самом деле ожидает от вас фразы: «Я звоню вам из страховой компании и хочу вам помочь»?» - произнесла она. В ответ раздался один сдавленный смешок. Лестер, конечно, быстро оправилась от конфуза и удачно завершила сделку. Но память об инциденте осталась. «Своей клоунадой ты словно выставляешь себя напоказ и становишься уязвимым. Что, если люди не среагируют?» - говорит она.

Время шутке

В исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Human Relations, утверждается, что корпоративная культура, поощряющая смех и юмор, привлекает в компанию высококвалифицированных работников. Но подчас шутить в офисе так же опасно, как ходить по минному полю. Удачная шутка требует правильного выбора времени, уверенности в себе и способности быстро оправиться в случае неудачи. «Люди будут вас больше любить, если вы начнете шутить. А еще они подумают, что вы умный», - замечает Скотт Адамс, создатель популярной серии комиксов про мелкого служащего Дилберта. «Но если вы раньше никогда не хохмили, начинать острить на работе, столь важном месте в вашей жизни, плохая идея», - предупреждает он.

Актуарий Фред Килбурн из Сан-Диего рассказывает, что юмор помог ему сделать карьеру. Килбурн завоевал популярность как хороший оратор и стал участником многих профессиональных групп. «Работа актуария часто бывает скучной и серой. Я хотел облегчить жизнь окружающим, - говорит он и добавляет: - Люди часто спрашивают меня: «Ты сейчас шутишь или говоришь серьезно?» А я обычно отвечаю: «Если мои губы двигаются, значит, я шучу».

Конечно, и у Килбурна бывали неудачи. Однажды он пошутил в разгар серьезной дискуссии в комитете по страхованию автомобилистов. Один из участников строго заметил ему: «Вы знаете, мы занимаемся тут серьезными вещами. Ваши шуточки нам не помогают». «Он был прав. Я переключился и принял серьезное участие в обсуждении», - вспоминает Килбурн.

Если вы стали офисным клоуном, помните, что любая глупая шутка может иметь последствия: нужно уметь отыграть ситуацию в смешном ключе, теплом тоне и без сарказма, предупреждает Майкл Керр, автор работ и консультант по юмору в офисе. Переведите шутку на себя, советует он.

На офисном арго

Хорошая шутка или совместные шалости сплачивают коллектив, говорит Тарвин из Нью-Йорка. Почти три года подряд сотрудники Silver Lining, небольшой консалтинговой компании в Нью-Йорке, проводили ежемесячно «день корпоративного арго». Они общались друг с другом на подчеркнуто бюрократическом языке с его туманными и нечеткими выражениями, рассказывает Кариссас Рейниджер, основательница компании. Цель мероприятия была в том, чтобы сотрудники отучились использовать эти выражения в повседневной офисной жизни. «К примеру, мы шутили о том, что нам предстоит трехчасовая сессия, на которой будет произведен мозговой штурм и анализ сильных и слабых сторон компаний Subway и McDonald's с учетом того, как мы можем дальше выстраивать нашу командную работу и продвигаться вперед», - вспоминает с улыбкой Рейниджер. Когда урок был усвоен, дни бюрократического языка упразднили.

Шутки помогают людям выразить свое несогласие или покритиковать коллегу в форме игры, не вызывая гнева или реакции защиты, говорит Кевин Красердс, профессор менеджмента Техасского университета в Браунсвилле и соавтор проведенного в 2006 г. исследования офисного юмора. К примеру, босс может в шутливой форме заметить сотруднику, что тот потратил $80 на мини-бар в отеле во время деловой поездки. В форме шутки он показывает свое недовольство подчиненным, объясняет Красердс.

Смеяться над собой

В исследовании, опубликованном ранее в этом году в журнале Leadership & Organization Development Journal, утверждается, что руководители и менеджеры, которые подтрунивают над собой, воспринимаются подчиненными как более доступные и человечные начальники. Так, Пол Шпигельмен, соучредитель медицинского колл-центра BerylHealth в Техасе, ежегодно снимается в офисном видео. Однажды он играл кандидатов, которые претендуют на должности повара и киномеханика: хотел таким образом показать сотрудникам, что не чувствует, что его работу достаточно ценят в компании. В другой раз изобразил пародию на телешоу Dancing with the Stars («Танцы со звездами»): надел ролики, костюм матадора и станцевал с операционным директором.

Юмор «разбивает лед между людьми, налаживает отношения на всех уровнях организации, а значит, повышает лояльность сотрудников и производительность их труда», говорит Шпигельмен.

Юмор также помогает привлекать и успокаивать клиентов. К примеру, Бет Слазак из города Коулсвилла в штате Нью-Йорк работает в кабинете терапевта. Она часто разговаривает по телефону с пациентами, которые напряжены или куда-то спешат. Чтобы разрядить обстановку, женщина придумывает себе смешные должности и прозвища. Снимая трубку, она говорит: «Здравствуйте. Это Бет, офисный луч света». Коллеги рядом с ней давятся кофе от смеха. Она также представляется убийцей дракона, гидом по сказочной стране Нарнии, защитником зомби и надеждой всего человечества.

Ее руководитель одобряет такой стиль поведения. Ведь не только все в офисе смеются, но и клиенты тоже покатываются со смеху. «Если вам удалось рассмешить человека, чей голос звенит от напряжения, считайте себя победителем», - заключает Слазак.