Промышленное возрождение США

Промышленный ренессанс позволит США потеснить другие развитые экономики на внешних рынках, считают в Boston Consulting Group. Американские компании могут отвоевать контракты на $70-115 млрд
Gary Cameron/ Reuters

Американские производители восстанавливают свою конкурентоспособность на мировом рынке благодаря падению цен на электроэнергию и стагнацию зарплат. К 2020 г. США смогут отобрать у других крупнейших экспортеров из числа развитых стран (Германии, Японии, Франции, Италии и Великобритании) контракты на $70-115 млрд, доля конкурентов на внешних рынках сократится на 5%, прогнозируют аналитики Boston Consulting Group (BCG). Две трети от этого прироста экспорта обеспечит перемещение в США производств из европейских стран и Японии, считают они.

«Америка уверенно становится одной из самых низкозатратных стран-производителей на развитых рынках», - пишет BCG. Тарифы на электроэнергию в США будут ниже, чем в основных странах-конкурентах, как и расходы на оплату труда. К 2015 г. средние затраты на производство в Германии, Японии, Франции, Италии и Великобритании будут на 8-18% выше, чем в США, оценили в BCG. Рост экспорта позволит США к 2020 г. создать от 2,5 млн до 5 млн новых рабочих мест в промышленности и сфере обслуживания, а также снизить безработицу с текущих 7,4% на 2-3 п. п.

В предыдущие 15 лет развитые страны утрачивали лидерство в производственном секторе: доля США в общемировом экспорте промышленных товаров снизилась с 19% в 2000 г. до 11% в 2011 г., Евросоюза - с 22 до 20%. Доля Китая, напротив, выросла с 7 до 21% (оценка американского Альянса промышленников за производительность и инновации).

Сейчас в промышленности CША работает около 12 млн человек, 20 лет назад было на 5 млн больше (данные минтруда). Президент Барак Обама провозгласил восстановление промышленности приоритетом экономической политики. Caterpillar и General Electric за последние несколько лет вернули часть производства в США, некоторые иностранные компании, как японский производитель шин Bridgestone, расширили свое американское производство. Harley-Davidson продолжает наращивать дилерскую сеть. «Нас очень радуют перспективы роста международного бизнеса», - заявил в июле финансовый директор Harley-Davidson Джон Олин. Розничные продажи корпорации по итогам II квартала выросли на 12% в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на 39% в Латинской Америке.

Дефицит США в торговле промышленными товарами в первой половине 2013 г. снизился с $227 млрд до $225 млрд (см. график). Улучшение незначительное, но обнадеживающее, говорит Эрнест Приг из Альянса промышленников за производительность и инновации.

В январе 2010 г. президент Барак Обама призвал вдвое увеличить экспорт США в ближайшие пять лет. Тогда объем экспорта за месяц составлял $143 млрд, включая продукцию на $99 млрд. Через 3,5 года удалось увеличить показатель примерно на треть - до $191 млрд (продукции - до $134 млрд). Быстрее всего растет при этом стоимость экспортируемого топлива, подсчитала Financial Times. По расчетам издания, в течение года по июнь 2013 г. включительно США экспортировали бензина и угля на $110,2 млрд, это на 114% больше, чем было вывезено за такой же период по июнь 2010 г. ($51,2 млрд). На втором месте по темпам роста - нефть и газ, стоимость экспорта за тот же период увеличилась на 68,3%. А в среднем по всем сырьевым товарам - на 32,7%. Вряд ли Обама предполагал наращивать экспорт за счет сырья, говорил экономист US Business and Industry Council Алан Тонелсон.