РЖД никуда не спешит

РЖД настаивает на увеличении нормативных сроков доставки грузов, например, если поезду приходится обходить ремонтируемые пути. Железнодорожные операторы против
РЖД хочет узаконить низкую скорость движения грузов по дороге/ Юрий Смитюк/ ИТАР-ТАСС

Минтранс разрабатывает проект поправок в правила расчета сроков доставки грузов железнодорожным транспортом - ведомство опубликовало уведомление о подготовке такого документа. Суть поправок - увеличение сроков доставки грузов, знает близкий к транспортному ведомству источник «Ведомостей». Свои предложения об увеличении нормативных сроков доставки грузов направила в Минтранс и РЖД, говорит представитель монополии. Но окончательного варианта документа пока нет - Минтранс еще только приступил к консультациям по его содержанию, сообщил представитель ведомства.

РЖД предлагает прибавить сутки к нормативному сроку доставки грузов из Кузбасса, рассказывает представитель РЖД. Срок также может быть увеличен в случаях, если путь следования железнодорожного состава увеличился из-за обхода ремонтируемых участков пути и если вагону требуется ремонт, продолжает он. Правила продления сроков должны распространяться и на порожний вагон, полагают в РЖД.

Сейчас норма доставки грузов - 110-240 км в сутки для повагонных отправок, 75-300 км в сутки - для контейнеров, говорится в действующих правилах определения сроков доставки. Срок доставки грузов, отправленных маршрутными поездами, - 550 км в сутки. Правила предусматривают и увеличение сроков доставки, если задержка связана с работой таможни, а также с перегрузкой на другой вид транспорта (например, водный) и др.

При подготовке поправок к правилам расчета сроков доставки грузов рассматривать вопрос об увеличении срока доставки нельзя, передал через пресс-службу заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Андрей Тонких. Скорость доставки грузов - один из ключевых показателей качества работы железнодорожного транспорта, отмечает он.

РЖД не справляется с доставкой грузов: скорость на ее сети с каждым годом падает (см. график). В прошлом году заметно возросло количество исков от операторов и грузоотправителей к РЖД за несвоевременную доставку грузов. В 2012 г. их общая сумма достигла 244 млн руб.

РЖД пыталась самостоятельно увеличивать нормы по срокам доставки грузов. В марте прошлого года монополия поручила своей структуре - Центру фирменного транспортного обслуживания заключать с грузоотправителями договоры на «увеличение сроков доставки грузов». Без такого договора монополия отказывалась выполнять их заявки на перевозку. Но грузоотправители пожаловались на действия РЖД в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). ФАС направила РЖД предписание устранить нарушение. РЖД его выполнила. Но у ФАС есть информация, что РЖД продолжает нарушать закон.