Скинуться для альма-матер

Больше половины выпускников, ставших успешными профессионалами, рады бы помочь родному вузу, да не знают как, говорят результаты опроса HeadHunter
А. Таранин

Хедхантинговая компания Su­vo­rova & Partners Executive Search уже девять лет как учредила собственную премию за лучший диплом на кафедре эстетики философского факультета МГУ. «Каждый год мы звоним на кафедру и напоминаем о себе, - рассказывает управляющий партнер компании Ольга Суворова. - К сожалению, преподаватели настолько заняты, что могут и забыть о нас, а специальных людей, которые держали бы связь с выпускниками, в университетах почти нет». За всю свою практику общения с топ-менеджерами Суворова встречала немало тех, кто, решив отойти от оперативного управления компанией, рад был бы предложить свои услуги вузам в качестве лектора. «Но люди не знают, как сделать первый шаг, - убеждена Суворова. - Многие испытывают неловкость, ведь занятие бизнесом не слишком почетно в профессорских кругах. В этом и загвоздка: вузы ждут, когда к ним придут с помощью их успешные выпускники, а выпускники не идут, потому что не знают, с чего начать».

В вузах нет четко выстроенной системы работы в этом направлении, считает Суворова: «В университетах должны быть люди, готовые брать на себя социальную нагрузку и полностью выстраивать работу с выпускниками: от телефонных звонков до организации встреч с ними. Ведь ни один топ-менеджер не принесет свои деньги вузу, если для этого ему нужно будет записываться на прием к декану и тем более ждать его в приемной».

Не знают, как помочь

Из 2153 сотрудников компаний, работающих в России, только 7% хотя бы иногда взаимодействуют с вузом, который окончили, выяснила служба исследований HeadHunter (опрос проводился в начале августа). 15% респондентов признались, что пересекались с руководством или преподавателями лишь однажды, а 77%, покончив со студенческой жизнью, больше с учебным заведением не сталкивались.

Только каждый второй из случавшихся контактов касался деловых или рабочих отношений. Другая половина представляла собой скорее дружеское и личное общение с преподавателями. 22% респондентов указали, что рады бы поддержать свое учебное заведение, да просто не знают как (70%). Чаще всего готовыми на добрые дела становятся те, кто достиг профессиональных высот, т. е. топ-менеджеры компаний (23%).

Платят выпускники

Формировать культ помощи родному вузу следует уже с первых курсов, считает выпускник МФТИ Сергей Белоусов, основатель компаний Acronis, Parallels, Acumatica, а также венчурного фонда RunaCapital. При своем вузе он и еще несколько предпринимателей создали организацию, которая объединяет около 200 выпускников всех факультетов, - «Физтех-союз». Среди них - Александр Абрамов (Evraz), Александр Ручьев («Мортон»), Вадим Якунин («Протек»), Григорий Бубнов (Moscow Business School). МФТИ стал соучредителем союза, и ректор вуза вошел в состав его правления. У организации есть штат сотрудников исполнительной дирекции, которые отвечают за текущее управление ее деятельностью: координируют работу проектов, общаются с выпускниками - напрямую и через соцсети, участвуют в формировании и реализации планов союза. Работа дирекции, по словам Белоусова, финансируется за счет пожертвований выпускников.

«Российские университеты обычно не ведут системной работы с выпускниками, - соглашается он. - И даже в МФТИ возникновение «Физтех-союза» произошло в результате удачного стечения обстоятельств: с одной стороны, вуз решил развивать инновационную инфраструктуру, с другой - сами выпускники, которые до этого по одиночке помогали университету, решили объединить усилия. Так, с их помощью была открыта Высшая школа системного инжиниринга и сейчас ведется проект IT-технопарка».

Вузам не стоит бояться отдавать на аутсорсинг проекты, с которыми могут справиться компетентные успешные выпускники: зачастую у них есть более эффективные средства для их реализации, а также особая мотивация, убежден Белоусов.

Желание выпускника поддерживать связь с вузом со временем ослабевает, признает Сергей Карнилович, начальник отдела практик и профориентации управления образовательной политики Российского университета дружбы народов (РУДН). По его мнению, активность выпускников была бы выше, если бы государство помогало им в этом - например, предоставляло налоговые льготы бизнесу, который поддерживает вуз.

Принято дружить

В Рурском университете в Бохуме, который заканчивали основатели немецкой антивирусной компании G Data Кай Фигге и Франк Кюне, посредником между студентами и предпринимателями выступает руководитель исследовательской лаборатории Ральф Бенцмюллер, рассказывает Кирилл Агеев, представитель G Data в России. Все вопросы студенты могут направлять ему, а он уже связывается с представителями бизнеса. Так, через него Кюне организовал в родном вузе специальный семинар Hacker Praktikum, на котором эксперты компании делятся со студентами знаниями в области проведения компьютерных атак и методов борьбы с ними. Ральф и его помощники в G Data постоянно доступны по электронной почте, поэтому, если у кого-либо из университета возник вопрос, они всегда могут задать его экспертам компании или договориться с ними о личной встрече в офисе.

В Германии не считается зазорным после окончания университета развиваться в бизнесе, говорит Агеев. Более того, многие компании оказывают поддержку учебным заведениям, так как это укрепляет их имидж. Немцы считают, что такой подход дает даже больший эффект, чем прямая реклама бренда, отмечает он.

Часто ли пользуются такой возможностью российские предприниматели? «Студентам философского факультета МГУ до сих пор приводят в пример его выпускницу Раису Горбачеву, - вздыхает Суворова. - Но молодых людей это уже не мотивирует. Им не помешало бы узнать и о тех выпускниках, которые ушли в бизнес и состоялись как управленцы. Так молодые люди поняли бы, что область применения их знаний шире, чем они могут себе представить».