Контролеры из народа

Систему госзакупок в Татарстане делают прозрачнее: с осени крупные заказы должна обсуждать общественность. Эксперты считают, что схема работать не будет

В Татарстане ужесточатся правила организации госзакупок для органов власти: с сентября все крупные закупки для нужд государственного и муниципального сектора подлежат общественному обсуждению. По предложению министра РФ по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова республика выбрана одним из пилотных регионов, на которых опробуют принятый в апреле этого года федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассказала пресс-секретарь минэкономики Татарстана Татьяна Волкова. В России закон вступит в силу в 2016 г. Но в этом году положения закона также протестируют в Башкирии, Вологодской, Калужской, Новосибирской и Ульяновской областях и Красноярском крае, добавляет Волкова.

Сейчас на общественное обсуждение выносятся только контракты поставок с начальной ценой, превышающей 1 млрд руб. С сентября в Татарстане перечень закупок, подконтрольных общественности, станет шире: обсуждению подлежат заказы территориальных отделений федеральных органов власти с начальной ценой более 1 млрд руб., республиканских структур - более 100 млн руб. и муниципальных - более 5 млн руб. Администрации сельских поселений должны согласовывать контракты, превышающие 1 млн руб. Общественное обсуждение будут проходить все заказы, стартовая цена которых превышает 1 млн руб. за единицу товара или услуги.

Слушания по закупкам (в них сможет участвовать любой гражданин России, достигший совершеннолетия) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. Их организацией займутся специальные комиссии, которые появятся при муниципальных и госструктурах. Кроме чиновников в состав комиссий должны входить члены общественных советов органа-заказчика. По результатам слушаний возможны изменения в плане-графике закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только контракты с закрытой формой определения поставщиков или подрядчиков и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет гостайну.

По данным правительства Татарстана, в 2012 г. государственными и муниципальными заказчиками в республике заключено 32 638 контрактов на общую сумму 101,8 млрд руб. Система аукционов забюрократизирована, в ней слишком много пространства для административных рычагов при определении подрядчика, говорит один из участников муниципальных торгов в Казани. Новые правила помогут сделать торги прозрачнее, но исполнителям вряд ли будут проще. «Люди будут следить не за паритетом поставщиков, а просто за целесообразностью заказов», - рассуждает собеседник «Ведомостей».

Обсуждение - лишнее звено, считает руководитель фракции коммунистов в Госсовете республики Хафиз Миргалимов. Он сомневается, что участники слушаний могут быть компетентны в потребностях ведомств, к тому же любые слушания можно при желании срежиссировать. «Есть масса надзорных органов, задача которых - контролировать процесс закупок. Чиновники должны выполнять свои функции», - говорит Миргалимов. Попытку изменить ситуацию в этой сфере надо приветствовать, говорит его коллега по фракции Артем Прокофьев. «Новый порядок тоже не идеален и много проблем будет вскрыто на практике», - считает он.

«Есть множество относительно законных способов обойти эту систему, например раздробив одну закупку на несколько небольших лотов», - уверен партнер King & Spalding Илья Рачков. Обсуждение - еще один реверанс власти в сторону общества, а сам механизм функционировать не будет, соглашается замдиректора компании «Юристы» Константин Кожевников. Во-первых, объясняет он, доля населения с активной позицией слишком мала, во-вторых, кворум на слушаниях могут полностью составлять заинтересованные лица. Рациональнее было бы позволить гражданам в суде оспаривать нецелесообразные закупки публичных органов власти, добавляет Кожевников.