Плохая новость: Закрытое правительство Обамы


Во время первой избирательной кампании Барак Обама любил говорить, что его администрация будет самой прозрачной в истории США. Он выиграл выборы и стал главнокомандующим вооруженных сил. Можно было надеяться, что прогрессивный руководитель в первую очередь начнет менять наименее прозрачную часть государственной машины. Но нет: это военные за несколько лет превратили президента в параноика, помешанного на информационной безопасности. Дело Брэдли Мэннинга - яркий тому пример.

Молодого аналитика приговорили в среду к 35 годам заключения за то, что несколько лет назад он скопировал и передал для публикации ресурсу Wikileaks несколько тысяч файлов с грифом секретности, к которым имел доступ. Файлы эти содержали среди прочего свидетельства злоупотреблений, совершенных военными в Ираке и Афганистане, и телеграммы американских дипломатов.

Все время следствия Мэннинга держали за решеткой, причем по меньшей мере в первые месяцы - в пыточных условиях. Это признал суд, сокративший ему на этом основании срок. Суд был военный - и должен был выносить свой приговор уже после того, как главнокомандующий ВС США, юрист по образованию, заявил во всеуслышание, что Мэннинг - преступник.

Наблюдатели сравнивали происходящее со знаменитым делом о «пентагонских бумагах» - секретном докладе о вьетнамской войне, подготовленном по заказу министра Макнамары и переданном в прессу в 1971 г. Тогда обвиняемого Даниэля Эллсберга оправдал суд, мотивировав это тем, что нарушения, допущенные правительством во время следствия, - «издевательство над самой идеей правосудия». До суда Эллсберг был выпущен под залог, хотя бумаги, которые он опубликовал, имели более высокий гриф секретности, чем документы в деле Мэннинга.

Военные в любой стране любят производить секреты и наказывать людей, которые покушаются на их информационную монополию. Но именно армии требуется общественный контроль - какая еще организация имеет в штате столько хорошо вооруженных людей и работает вдали от нормальных институтов обратной связи? В Ираке или Афганистане нет развитой независимой прессы, местные жители не могут выбирать президента США; их единственная защита - информаторы вроде Брэдли Мэннинга.

Стремительный и демонстративно жесткий процесс над Мэннингом совпал по времени с другим скандалом: оказалось, что Национальная служба безопасности США занималась массовой слежкой за согражданами. Американские силовики, как и любые другие, слишком склонны переступать через чужую свободу, чтобы можно было им доверять. Люди вроде Брэдли Мэннинга просто необходимы.

Поведение Обамы в этих случаях демонстрирует, что он попал под очарование устаревшей шпионской романтики, верит всему, что ему говорят военные, и не понимает, зачем обществу нужна информация. В этом смысле он не слишком отличается от Владимира Путина или руководства КНР. Это очень плохая новость: пока безопасностью больших держав ведают люди со столь архаичными представлениями об управлении, нигде в мире никто не может чувствовать себя в безопасности.