От редакции: Антикризисная субвенция

А. Махонин/ Ведомости

С некоторым запозданием начала реализовываться идея Медведева-президента о децентрализации управления. Создание единой субвенции на реализацию переданных субъектам из Федерации полномочий выгодно Минрегиону и, возможно, Минфину и невыгодно профильным ведомствам.

Распоряжение правительства аккумулирует в единой субвенции несколько профильных - на здравоохранение, образование, охрану лесов, водных ресурсов и животного мира, а также охрану памятников истории и культуры и работу органов ЗАГС. Идея, предлагавшаяся вице-премьерами Дмитрием Козаком и Александром Хлопониным еще в 2011 г., выглядит привлекательно: губернатор теперь в рамках единой субвенции сможет сам решать, на что и сколько денег оперативно потратить. Эта мера призвана снизить централизацию управления всем на свете и стимулировать в регионах создание качественных институтов.

Правда, эта мера требует доверия к губернаторской власти. О том, что его мало, свидетельствует резкая критика со стороны, например, экологов из Всемирного фонда дикой природы (WWF) или защитников старины - теперь заставить регионы финансировать защиту лесов или памятников истории будет сложнее. Можно видеть в этой критике проекцию ущемленных интересов профильных ведомств - курировать распределение субвенций будет Минрегион. Переход на единую субвенцию формально не отменяет ведомственного контроля за выполнением переданных в регионы полномочий - но без контроля за строкой в бюджете сделать это будет гораздо сложнее.

Но это одна сторона медали. Другая состоит в том, что к нынешней сверхцентрализованной системе управления привыкли все: и профильные министерства, и региональные власти.

Ее локальное изменение само по себе ситуацию не улучшит, велики риски снижения управляемости в отраслях и ошибочного перераспределения средств в регионах.

Очевидно, что для реальной децентрализации необходимо повысить легитимность региональных властей через институт выборов, доверить гражданам контроль за властью, разрешить независимые СМИ, не говоря уже о реформе судебной и правоохранительной системы.

Тем не менее новая практика субвенций может выявить некоторые качества региональных властей: способность к стратегическому планированию, эффективность системы управления, приоритеты. Жители смогут увидеть отличия в качестве институтов управления на своей и соседних территориях.

Любопытно, что региональная субвенция рождается в момент нарастающих бюджетных проблем, как федеральных, так и региональных. Дефицит казны ставил губернаторов перед жестоким выбором: не выполнить важную задачу (на нее нет средств) или оказаться под угрозой уголовного преследования за нецелевое использование бюджетных средств (использовал средства, выделенные на другую задачу). Теперь Москва как бы говорит губернаторам: сверх положенного помогать не будем, но внутри положенного крутитесь, как хотите.