Правила игры: Глобальное образование без нас

На прошедшей неделе стало известно, что администрация президента решила заморозить проект «Глобальное образование», согласно которому до 3000 россиян получили бы возможность обучаться в 2014-2016 гг. в лучших университетах мира за счет государства.

Изначально программу разрабатывали несколько российских выпускников американских вузов, которые по окончании учебы вернулись на родину для продолжения карьеры. В 2011 г. они передали программу Агентству стратегических инициатив. По основной идее на государственную стипендию (до 1,5 млн руб. в год) для обучения за рубежом могли претендовать граждане РФ, поступившие в зарубежную магистратуру или аспирантуру вуза, входящего в топ-300 трех международных рейтингов (ARWU, QS и THE). Основное условие стипендии - три года работы по специальности на родине по окончании вуза.

Торможение программы Кремль объяснил следующими аргументами. Во-первых, критике подвергся механизм возвращения специалистов в Россию: договор займа, обязывающий студента, не гарантирует его возврата на родину. Во-вторых, отмечается, что проект ориентирован преимущественно на управленцев, хотя страна также испытывает недостаток в инженерах и работниках сферы науки и образования. В-третьих, есть опасения, что программой воспользуются дети чиновников, а не реальные специалисты.

То, что одна из основных кадровых проблем России выражается в низком качестве госуправления, известно уже очень давно. И было бы просто замечательно, если бы настоящие и будущие российские чиновники (пусть даже и дети чиновников) изучили принципы современного госуправления, заимствования западных технологий и практик. Об этом, например, говорил министр иностранных дел Сергей Лавров, открывая Российскую бизнес-неделю в Лондонской школе экономики в 2011 г.

Проблема как раз в том, что в университеты из топ-300 надо еще поступить - а звонка российского чиновника для этого недостаточно. Может, лет через 30-40 все будет по-другому, когда пара поколений уже отучившихся на Западе и прекрасно себя зарекомендовавших российских светил от управления государством будут иметь достаточно обширную сеть заграничных контактов. Но это уже проблемы наших внуков.

Что же касается несовершенства механизма возвращения студентов в Россию, то тормозить проект лишь из-за этого на данном этапе неразумно. Хорошая современная магистерская программа за рубежом подразумевает 1,5-2 года обучения. Начавшие, таким образом, курс в 2014 г. закончили бы его в 2016 г.: при выплате стипендии траншами у нашего правительства есть время довести механизм возвращения студентов до совершенства и применить его в том числе и к уже начавшим обучение.

Стопроцентной гарантии, однако, ни одна сколь угодно продуманная схема не предоставит. Важным аргументом для невозвращения в Россию у эмигрантов является недружественность нашего государства по отношению к гражданам. Запуск же проектов вроде «Глобального образования» сделает государство гораздо ближе своим гражданам, и резонов «свалить» будет меньше. В конце концов, подобная программа «Болашак» (будущее - казах.) работает в соседнем Казахстане с 1993 г. - и за это время в страну не вернулось менее 1% стипендиатов.