Опять смеркается

Фэнтези «Орудия смерти: Город костей» (The Mortal Instruments: City of Bones) выглядит разом как уцененные «Сумерки» и «Гарри Поттер», но совершенно этого не стесняется
С милым и в склепе хорошо/ kinopoisk.ru

Фантазийные миры однообразнее реальных. Чтобы увидеть то, что видит героиня Лили Коллинз под покровом обыденности, не надо обладать сверхспособностями и особым составом крови, достаточно посмотреть пару романтических фэнтези для девочек. «Орудия смерти» сочинительницы Кассандры Клэр («Город костей» только первая часть саги) кажутся настолько беспомощными и беззащитными перед критикой, что пнуть их все равно что обидеть котенка. Поэтому хочется вспомнить хоть одну мало-мальски оригинальную деталь, отличающую этот скромный плод фантазии от других, не менее скромных (и тоже размазанных на тысячи страниц).

Такая деталь в фильме есть! Если томный блондин (Джейми Кэмпбелл Бауэр) начинает наигрывать на пианино «Хорошо темперированный клавир» или «Гольдберг-вариации», это не для того, чтобы произвести на девочку впечатление. Это он демонов отпугивает. Их от Баха прямо корчит.

По мысли Кассандры Клэр, Бах, как и томный блондин, был «сумеречным охотником». Никита Михалков назвал бы его бесогоном, но это самовитое слово в русском дубляже не звучит, переводчики так же скупы на шутки, как и романистка. Поэтому единственная за 130 минут экранного времени попытка юмористической реплики («Я оборотень, а не золотистый ретривер!») производит такое же странное впечатление, как если бы монтажер из хулиганских побуждений вклеил в это невинное кино порносцену.

Хотя по-своему картина режиссера Харальда Зварта вещь вполне бесстыдная. Все, что в ней есть - от сюжетных поворотов и выражений актерских лиц до костюмов и спецэффектов, - мы сотни раз видели (и, как заметил один американский критик, надеялись уже больше не увидеть). Все это длится бесконечно и будет еще продолжение. Но нет ощущения, что это какой-то особенно вдохновенный кич. Разве что сцена романтического свидания героев Лили Коллинз и Джейми Кэмпбелла Бауэра в волшебном саду достигает почти пародийной высоты.

Но режиссер быстро себя одергивает и продолжает лепить жанровые куличики ровно и гладко. «Сумеречные охотники», татуированные рунами и одетые как готы, обитают в замке, похожем на Хогвартс, дерутся с демонами, вампирами и друг с другом, ищут волшебный кубок и распутывают тайны крови (хотя собственно крови в фильме не больше, чем от раздавленного комара, даже «Сумерки» были мясистее). Силы зла строят козни и пентаграммы. Добро должно быть с кулаками, когтями, мечами и огнеметами. Оборотни в человеческом обличье выглядят как бородатые мужики из автомастерской и ездят на мотоциклах. У героини как в начале фильма от удивления открывается рот, так до конца и не закрывается, хотя она и приобретает кое-какие эзотерические навыки.

То есть вы и правда все это знаете из разных других сюжетов про магию, невидимые миры и их обитателей, охваченных любовным томлением, которое не может разрешиться как минимум раньше третьей серии - когда как раз и целевая аудитория до секса дорастет.