Премия за суд

Высший арбитражный суд (ВАС) решил помочь правительству снизить для банков риски невозврата кредитов
М. Стулов/ Ведомости

Просрочка по кредиту и возможность проанализировать финансовое состояние заемщика еще не означают, что банк знал о рисках банкротства, поддерживает позицию ВАС замдиректора юридического департамента Промсвязьбанка Лариса Валуева. Но суды могут начать защищать банки в ущерб другим кредиторам, предупреждает Семченко: иногда банки владеют банкротящимися компаниями.

Пленум ВАС разъяснил судьям (постановление опубликовано на сайте ВАС), как рассматривать споры о выводе активов банкротов. Законодательство разрешает суду аннулировать сделки, совершенные за три года до банкротства: потребовать вернуть в конкурсную массу деньги, выплаченные одному из кредиторов.

Больше всего от этих правил страдают банки. Единственный шанс для кредитора не возвращать деньги - доказать, что он не знал о предбанкротном состоянии заемщика, рассказывает арбитражный управляющий Евгений Семченко, банкам же суды обычно не верят - ведь те изучают финансовое состояние заемщика. Когда в 2010 г. в законе о банкротстве была конкретизирована процедура оспаривания сделок, на банки посыпались иски о возврате платежей по кредитам, вспоминает он. Появились схемы ухода от погашения кредитов, вспоминает Петр Никитенко из Sameta: заемщики с помощью дружественного кредитора инициируют свое банкротство, все выплаты банку возвращаются в конкурсную массу, после чего средства распределяются среди подконтрольных кредиторов.

Банки решили действовать. Эта тема обсуждалась летом на совещании у президента, рассказывает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. Банкирам удалось убедить участников совещания, что снижение таких рисков приведет к снижению и премии за риск, закладываемой в кредитной ставке, вспоминает он. В итоге в правительственном плане мер по стимулированию экономического роста была зафиксирована задача усилить защиту кредиторов при банкротстве. Механизм еще не готов - Минфин, Минэкономразвития и Банк России должны разработать его к 15 сентябрю. Но ВАС уже поддержал банки.

Банк, получивший деньги от будущего банкрота, не обязательно знает, что компания была на грани банкротства, говорится в постановлении пленума, это должен доказать истец, оспаривающий сделку. К тому же погашение кредита ВАС относит к текущей хозяйственной деятельности. А такие операции конкурсному управляющему сложнее оспорить, чтобы вернуть деньги в конкурсную массу, объясняет Артур Зурабян из Art De Lex.

Риски дефолтов по корпоративным кредитам сейчас не так высоки, как по розничным, несмотря на кризисные тенденции, рассказывает Вьюгин. Хотя дела компаний, которые столкнулись с проблемами еще до кризиса, так и не поправились, оговаривается Вьюгин, они балансируют на грани банкротства. Выросло в 2012 г. число дел о банкротствах и в судах (см. график).