Дно экономики

Рост экономики в 2013 г. замедлится до 1,8%, экспорт не вырастет, капитал продолжит утекать, 2014 год будет лишь немногим лучше, прогнозирует Минэкономразвития. Минфин готовится к худшему варианту
Пока российская экономика не поддается восстановлению/ INTERPRESS/ AFP

По обновленному прогнозу Минэкономразвития (есть у «Ведомостей»), рост экономики в этом году составит всего 1,8% - это на треть меньше прежнего прогноза в 2,4%, который, в свою очередь, был ухудшен в апреле. Прогноз роста инвестиций снижен почти вдвое, промышленного выпуска - почти втрое до 0,7%. Рубль продолжит слабеть, капитал - ускоренно утекать, инфляция будет замедляться не так быстро, как ожидалось (см. таблицу), таким же будет и следующий год.

В 2014 г., прогнозирует министерство, продолжится замедление роста потребительского спроса - рост реальных доходов, зарплат, розницы будет меньше, чем в 2013 г. Зато Минэкономразвития ожидает ускорения в сравнении с этим годом инвестиций и промышленного производства. Прогноз роста экономики на 2014 г. понижен с 3,7 до 2,8% в консервативном варианте и до 3,2% - в умеренно-оптимистичном.

Ситуация в мировой экономике тоже окажется хуже, чем предполагалось: рецессия в 2013 г. в еврозоне будет глубже, рост ВВП США - меньше, как и восстановление мировой экономики в целом. Цена нефти по итогам 2013 г. окажется чуть выше ожидавшейся, прогноз на 2014-2016 гг., как и прежде, предполагает ее снижение. Россия продаст меньше нефти, чем в 2012 г., объем всего экспорта в денежном выражении также уменьшится и даже к 2016 г. будет оставаться меньше, чем в 2012 г. Резко - как в сравнении с прошлым годом, так и с последней версией прогноза - замедлится рост импорта (с 6,6% в 2012 г. до 1,2%), тем не менее он продолжит расти быстрее экспорта и в физическом, и в денежном объеме - в денежном к 2016 г. превысит уровень 2012 г. на 17%.

Прибыль прибыльных организаций (этот показатель используется для прогноза поступлений бюджетных доходов) в 2013 г. сократится на 3,1% в сравнении с 2012 г. и на 12,4% в сравнении с апрельским вариантом прогноза; в 2014 г. показатель будет на 8,5% ниже, чем ожидалось.

Новый прогноз еще больше осложнит ситуацию с бюджетом: после апрельского пересчета оказалось, что на 2014-2015 гг. бюджету не хватает 1,6 трлн руб., Минфин не исключал, что уже в этом году придется потратить из резервного фонда порядка 240 млрд руб. Кроме того, основой для расчета трехлетнего бюджета на 2014-2016 гг. впервые станет не второй - умеренно-оптимистичный - вариант прогноза, как обычно, а первый - консервативный, рассказали «Ведомостям» два чиновника Минфина. Придется ли задействовать средства резервного фонда, пока однозначного ответа нет, говорит один из них. Второй полагает, что придется.

«Недобор [получается] большой», - отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По его оценкам, даже по второму варианту прогноза федеральному бюджету в 2014 г. не хватит 380 млрд руб. доходов (80 млрд - нефтегазовых и 300 млрд руб. - ненефтегазовых), в 2015 г. - порядка 900 млрд (400 млрд и 500 млрд соответственно). Тем не менее эту брешь можно закрыть, не тратя резервный фонд, уверен Гурвич, например, за счет нераспределенных расходов, проблемой стало бы отсутствие возможности принимать новые обязательства: «Это тяжело, учитывая, что в условиях низкого роста основные идеи - больше тратить». Однако для бюджета, рассчитанного по первому варианту прогноза, масштаб проблем будет гораздо больше, говорит Гурвич.

Хотя министр экономического развития Алексей Улюкаев обещал, что понижение прогноза будет незначительным, министерство, видимо, было вынуждено сделать прогноз более реалистичным, замечает Дмитрий Полевой из ING: теперь он даже ниже консенсуса (2,5% на 2013 г. и чуть выше 3% на 2014-2016 гг.). Рост на 1,8% в этом году предполагает ускорение во втором полугодии поквартальных темпов экономики более чем вдвое до 0,8%, что реально при большом вкладе сельского хозяйства, подсчитал Николай Кондрашов из Центра развития Высшей школы экономики. Прогноз же на 2014 г. в 2,8% достаточно оптимистичен, полагает он, но теоретически такой рост могли бы обеспечить продолжение бюджетной накачки спроса (так, зарплаты бюджетников в первом полугодии росли на 20% против 5-7% в частном секторе) и новые государственные мегастройки. Однако подобные нерыночные механизмы лишь оттягивают неизбежное ухудшение, рассуждает Кондрашов.