Дороги подождут бюджета

Правительство пока не стало утверждать стратегию развития транспорта до 2030 г. стоимостью в 70 трлн руб. - оно ждет принятия закона о бюджете
70 трлн руб. на дороги правительство пока не готово дать/ Д.Абрамов/ Ведомости

Вчера правительство наконец рассмотрело обновленную транспортную стратегию до 2030 г. Действующая стратегия была утверждена в 2008 г., но сразу после назначения в мае 2012 г. министр транспорта Максим Соколов заявил о необходимости обновить основные программные документы.

В ноябре прошлого года правительство уже утвердило госпрограмму развития транспорта до 2020 г. стоимостью в 12,5 трлн руб. (в том числе 7,3 трлн - из федерального бюджета). Предполагалось, что до конца года обновится и стратегия, но вчера правительство так ее и не приняло. Утвердить стратегию лучше после принятия бюджета на 2014-2016 гг. и бюджетной стратегии до 2030 г., заметил вице-премьер Аркадий Дворкович: иначе возможны расхождения в финансировании.

Стоимость развития транспорта до 2030 г. - 70,5 трлн руб. в соответствии с базовым вариантом стратегии (см. график). Это консервативный сценарий с учетом бюджетных ограничений, признал Соколов. Придется ограничиться несколькими приоритетными направлениями, указал он: снять наиболее острые ограничения (перегружено 7% железных дорог и около трети федеральных автотрасс), попытаться снизить транспортные издержки с 15-20% в цене продукции до 10%, как в развитых странах, и повысить уровень безопасности (см. врез).

Инновационный сценарий стратегии существенно дороже базового - он обойдется в 106 трлн руб. Причем внебюджетными инвестициями не удастся заместить государственное финансирование, признал Соколов: они дополняют его или идут вслед. Например, инвестиции в развитие аэропортов зависят от государственных вложений в строительство взлетно-посадочных полос и аэродромной инфраструктуры, объяснил он. Зато по инновационному сценарию можно будет обеспечить сбалансированное развитие транспортного комплекса, который сможет стать одним из драйверов экономического роста. Фактически финансирование транспортной системы сейчас «сдвигается в сторону инновационного», порадовался Соколов: помогло решение вложить по 150 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ) в строительство ЦКАД, высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань и в развитие БАМа и Транссиба. Средства ФНБ начнут поступать в эти проекты уже с 2014 г.

Однако 76% расходов, предусмотренных стратегией, приходится на 2020-2030 гг., отметил на заседании правительства член экспертного совета при «открытом правительстве» Сергей Мальцев: «Но отыграть упущенные рыночные позиции в будущем будет значительно дороже». Недостаточно используется и потенциал частных инвесторов, заметил он: например, можно было бы привлекать частные инвестиции в обновление парка локомотивов.