Новые истребители купят позже

Хотя на авиасалоне МАКС не заключено контрактов на боевые самолеты для ВВС, работа над ними идет. До 2016 г. ожидаются соглашения о поставке более 100 машин
М.Стулов/ Ведомости

МАКС бьет рекорды. 80

млрд руб. составляет стоимость подписанного на МАКС-2013 Минобороны и ОАК контракта на сервисное обслуживание всего текущего авиапарка ВВС в течение трех лет начиная с января 2014 г. Это крупнейший сервисный контракт в истории ВВС

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Министерство обо­роны России готовили к подписанию на открытом вчера авиасалоне в Жуковском контракт на поставку 16 истребителей МиГ-29СМТ стоимостью около 15 млрд руб., сообщил «Ведомостям» источник, близкий к Минпромторгу, и подтвердил источник, близкий к Минобороны России. Однако это сделать не удалось, поскольку закупка истребителей данного типа не предусмотрена действующей до 2020 г. госпрограммой вооружений, говорят собеседники «Ведомостей». Тем не менее после внесения в программу необходимых изменений этот контракт может быть подписан до конца года, а всего ОАК и Минобороны планируют заключить контракт на поставку 35 МиГ-29СМТ. Контракт на поставку 37 истребителей МиГ-35 (более передовая модификация МиГ-29) не удалось заключить по другой причине - закупка самолетов предусматривалась госпрограммой вооружений, но после прихода в прошлом году на пост министра обороны Сергея Шойгу военные стали требовать заключения контрактов полного жизненного цикла с расчетом затрат на весь период эксплуатации изделия вплоть до утилизации. Прежде такие контракты не заключались, и их отработка требует времени. По словам источника, близкого к Минобороны, заключение этого контракта возможно в следующем году.

По этой же причине не ранее следующего года возможно и заключение контракта на разработку перспективного штурмового самолета для ВВС России, который проектируется в «Сухом» на основе конструкции штурмовика Су-25. И наконец, условия контракта полного жизненного цикла выдвигаются ВВС и к соглашению на поставку новейших истребителей пятого поколения Т-50, которое планируется заключить до 2015 г. с поставкой до 2020 г. 52 машин, в том числе уже двух в 2016 г.

По словам источника, близкого к Минобороны, поставка и разработки по всем перечисленным выше контрактам будут включены в новую госпрограмму вооружений до 2025 г., которая вступит в силу с 2016 г., и время для доработки контрактов полного жизненного цикла есть. Получить комментарии представителя Минобороны не удалось, представитель ОАК от комментариев отказался.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, вполне логично, что Минобороны готово заключить эти контракты к 2016 г.: большая часть контрактов на поставку военных самолетов, уже заключенных ОАК, будет завершена в 2015 г. До 2020 г. у ОАК есть лишь два долгосрочных контракта - на поставку 92 бомбардировщиков Су-34 и 38 транспортных самолетов Ил-76МД-90А, поэтому контракты на новые боевые самолеты будут весьма нужны для ОАК, говорит Макиенко.