Покрышки не едут в Россию

Импорт автомобильных шин в Россию перестал расти и в первом полугодии 2013 г. сократился на 11% до 14,5 млн шт. Доля ввезенных покрышек на российском рынке снизилась на 4 п. п. до 46%
М.Стулов/ Ведомости

Это следует из опубликованного вчера отчета «Кордианта», второго по величине российского производителя шин. До сих пор импорт и его доля активно росли (см. график). К примеру, в 2012 г. он увеличился на 17,9% до 29,6 млн шт.

Теперь при общем снижении импорта существенно увеличились поставки из Китая (+37%) и Южной Кореи (+18%). Доля этих стран в структуре импорта, по данным «Кордианта», увеличилась на 8 п. п. до 33%.

Общее снижение ввоза покрышек в первом полугодии 2013 г. связано прежде всего с расширением мощностей в России иностранными игроками, поясняется в отчете «Кордианта». Шинные заводы в России построили Nokian, Michelin, Yokohama, а Pirelli развивает производство на приобретенных в партнерстве с «Ростехом» заводах. Лидер рынка - шинная группа «Татнефть» (ее доля составляет 18%, по данным «Кордианта») увеличила выпуск на 1%. «Кордиант», занимающий 3-е место после Nokian, напротив, сократил производство на 12%. Это связано со стратегией холдинга по развитию брендированной продукции и выводом из продуктового портфеля морально устаревшей продукции нижнего ценового сегмента, объясняет компания. В целом выпуск шин в стране в январе - июне вырос на 3% до 21,7 млн шт.

Еще одна причина снижения импорта - начавшееся в этом году сокращение российского рынка шин: если в 2012 г. он увеличился на 9% до 59,8 млн шт., то по итогам первого полугодия 2013 г. продажи сократились на 2% до 31,4 млн шт., по данным «Кордианта». В первом полугодии продажи летних шин снизились в связи со слабым сезоном продаж конечным потребителям, говорит гендиректор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов. А представитель Michelin ожидает снижения спроса на зимние шины во втором полугодии.

Шины обычно меняют раз в 3-4 года и сейчас настала очередь тех автомобилей, которые были куплены в кризисные 2009-2010 гг., а тогда продажи новых автомобилей упали почти вдвое, объясняет гендиректор «Автостата» Сергей Удалов. В дальнейшем автомобильный рынок активно восстанавливался, что будет сказываться на шинном рынке начиная с 2014 г., полагает Удалов. Представитель Michelin ждет роста уже в этом году, а Пантюхов - с 2014 г.

Продажи шин до 2020 г. будут расти в среднем на 2% в год, прогнозирует «Кордиант». В основном благодаря расширению существующих и появлению новых шинных мощностей в стране.

Осенью 2013 г. начнет работать завод Continental в Калуге, Bridgestone совместно с Mitsubishi строит завод в Ульяновской области.