Юность без юности

«Молода и прекрасна» Франсуа Озона перекликается с «Дневной красавицей» Бунюэля, только героиня Марины Вакт моложе, чем была в 1967 г. героиня Катрин Денев. Второе название фильма - «Всего 17»
Для модели Марины Вакт роль у Озона - переход в разряд кинозвезд первой величины/ kinopoisk.ru

Переклички с «Дневной красавицей» есть не только в сюжете. В классическом фильме Луиса Бунюэля Катрин Денев красовалась в нарядах из новой коллекции Сен-Лорана, а Марина Вакт, играющая главную роль у Озона, в своей модельной ипостаси - официальное лицо рекламной кампании духов того же модного дома «Ив Сен-Лоран». Сюжетная пикантность в обоих фильмах в том, что героиня из благополучной семьи тайком занимается проституцией. Но Франсуа Озон ухитряется вычистить из этой нарочитой конструкции любой намек на социальную критику: его холодновато-изящная картина вполне буржуазна.

Стилистически «Молода и прекрасна» (Joune & jolie) следует традиции не саркастического Бунюэля, а рассказчика ироничных «моральных историй» Эрика Ромера. Озон по-ромеровски делит фильм на четыре времени года (озвучивая каждую главу легкой шансонеткой Франсуазы Арди). И начинает с совершенно ромеровского по духу этюда («Лето»), в котором 17-летняя Изабель теряет девственность с ровесником-немцем во время семейного отдыха на море. Романтическая обстановка иронически оттеняет прагматизм решения героини: она не влюблена и даже не возбуждена, просто немецкий юноша кажется ей подходящим для поставленной цели самцом с хорошим экстерьером. За интригой с увлечением следит младший брат, и то, как Изабель обсуждает с ним подробности, окончательно переводит «пляжный роман» в разряд научного эксперимента. После этого героиня готова к основному сюжету - в трех следующих новеллах она продает свое юное и прекрасное тело пожилым мужчинам в номерах дорогих отелей.

Для студентки литературного отделения Сорбонны Изабель проституция просто подработка, скромное индивидуальное предпринимательство. Она не попадает в подпольную индустрию, потому что обходится без посредников-сутенеров и набирает клиентов через веб-сайт. Материальная мотивация очевидно вторична: героиня из хорошо обеспеченной семьи. Но и другое клише подобных сюжетов - бунт против скучного и бессмысленного буржуазного образа жизни - в случае Изабель работает плохо.

Так зачем она это делает? Холодная сюжетная ирония Озона в том, что героиня, как сказал бы романтически настроенный советский критик, «ищет себя». То, что поиски эти довольно пустые, можно считать драмой или комедией, но вряд ли социальным диагнозом и остроактуальным размышлением на тему «Легко ли быть молодой (и прекрасной)?».

Озону интересно рифмовать воспитание чувственности и атрофию чувств. Когда в семье узнают о тайных занятиях Изабель, она не страдает, а почти наслаждается новым статусом, двусмысленностью своего положения. О, как забавляется она, провоцируя отчима, заставляя его испытывать замешенный на стыде страх перед ее - вдруг ставшей откровенной - сексуальностью. И с каким демонстративным презрением отталкивает ровесника, который ищет серьезных с ней отношений и явно нравится родителям. Изабель уже чувствует себя взрослее не только его, но и матери с отчимом, на каждом шагу обнаруживающих инфантильность своего уютного буржуазного мира. Во всяком случае, ей кажется, что она гораздо лучше знает сущность отношений «деньги - товар».

Апатия Изабель нарушается лишь однажды, когда во время секса умирает ее постоянный клиент, отношения с которым тоже окрашены оттенком двусмысленности (он относится к ней не только с вожделением, но и с отцовской нежностью). Однако и смерть оказывается в фильме Озона ложной кульминацией: это событие не переворачивает жизнь Изабель, а лишь на мгновение смывает с ее лица маску непроницаемости. И уже в следующий момент мы понимаем, что это не потрясение, а просто паника. Все попытки попасть в ее «внутренний мир» безрезультатны, если, конечно, не иметь в виду простое физическое проникновение: в этом случае достаточно заплатить 300 евро.

В прокате с 29 августа