Искусство зашло в Ширяево

В селе Ширяево под Самарой в восьмой раз прошла биеннале современного искусства. Она не теряет ни врожденной непосредственности, ни внимания поклонников
«Исследователь» Левдена Мартена нашел себе место/ ГЦСИ

Ширяевская биеннале, организованная Министерством культуры и Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), имеет традиционный слоган: «Между Европой и Азией». Тема этого года - «Экран».

Проект был придуман шестнадцать лет назад, когда его инициаторы, самарские художники Неля и Роман Коржовы, еще не были штатными сотрудниками ГЦСИ, а только получателями гранта Фонда Сороса. Ширяевская биеннале тогда казалась просто хулиганской выходкой.

Приезжают на Волгу, в село, где в 1868 году Репин делал эскизы пресловутых «Бурлаков» и где открыт его музей без единой подлинной вещи, интернациональная команда мастеров современного искусства - и каждый уходит в творческий запой. Есть общая тема, есть международный коллектив кураторов, но каждый из них отвечает только за свой выбор художников, которые мило едят и пьют в течение двух недель, разговаривают, и всякий делает в итоге то, что пришло в голову здесь и сейчас. Это был самый анархический проект в России, получавший серьезную финансовую поддержку. И не знающий про свою судьбу через очередные два года.

«Ну, куда-то господь привел нас? - шепчемся» - так начинается ширяевская глава из мемуаров Ильи Репина «Далекое близкое». И непредсказуемость остается фирменным знаком этой странной биеннале. Художники со всей Европы живут у русских бабушек, познавая местный колорит. Западные интеллектуалы-кураторы читают лекции друг другу, попивая квас. Потом начинается «номадическое шоу», на которое прибывает на «Ракетах» по Волге туча зрителей. Под палящим солнцем люди полсуток бродят по Ширяеву, рассматривая объекты и инсталляции современных художников на улицах, в домах и штольнях.

Нет особой необходимости рецензировать конкретные вещи участников нынешнего фестиваля. Главное - за шестнадцать лет здесь сохранена аура непосредственности. И максимальное присутствие гостей.

Хотя эксперименты москвича Владимира Архипова по исследованию творчества самодельных ширяевских Кулибиных (якорь для пиратской рыболовной сети, инвалидная коляска, телеантенна) или слоган «Улыбайтесь!» на одной из жигулевских гор от шведа Калле Холка - произведения запоминающиеся. И в историю Ширяева они войдут. Неизвестным господу путем, но репинской тропой.