Лишние вагоны

Железнодорожные операторы предлагают правительству регулировать число вагонов в сети РЖД. Лишними оказались 120 000-170 000
А.Махонин/ Ведомости

Операторы собираются предложить правительству регулировать число вагонов в сети РЖД - так решило НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» на заседании вчера. В ближайшее время НП направит письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу с инициативой «разработать комплекс мер по корректировке парка», рассказали «Ведомостям» два источника, близких к участникам совещания. Среди мер стимулирование производства типов подвижного состава, которых в сети дефицит (рефконтейнеры, зерновозы, цементовозы), и ограничение - вагонов, которые в избытке (полувагоны). Представитель РЖД на вопросы не ответил.

Из-за обновления парка железнодорожных операторов и замедления темпов погрузки в сети РЖД образовался профицит в 170 000-200 000 вагонов, из них 120 000 - полувагоны, говорится в материалах НП. Из-за этого операторы работают на уровне окупаемости (ставки аренды на вагоны упали до 650-750 руб. в сутки за вагон).

В июле топ-менеджеры железнодорожных операторов - Первой грузовой компании (ПГК), Федеральной грузовой компании (ФГК), «Нефтетранссервиса» (НТС), «Русагротранса» и Rail Garant - предложили РЖД ввести ограничения на выдачу номеров для вагонов и приписывать их к станциям «исходя из возможностей инфраструктуры», следует из их письма президенту монополии. Ответа от РЖД пока не последовало. Но Совет рынка называет предложение операторов «нерыночной мерой».

Вагоностроители тоже предлагали сократить число парка в сети РЖД, но запретив продлевать срок службы вагонов. В качестве временной меры правительство разрешило продлевать срок службы на год. В конце мая Минтранс опубликовал проект нового положения о продлении сроков службы железнодорожных грузовых вагонов. По нему срок максимальной службы вагонов сокращается вдвое - в среднем до 10 лет (сейчас - 20 лет, у цистерны - 30). Собственники вагонов могут продлевать срок их службы на пять лет после деповского и капитального ремонта, но в таком случае вагон может работать до 10 лет, отмечается в документе ведомства. Однако окончательного решения по срокам продления пока нет.

В середине августа Ространснадзор направил РЖД предписание с 1 октября приостановить эксплуатацию примерно 30 000 вагонов. Эти вагоны должны пройти повторное обследование.