Нефтяной шторм

Конфликт в Сирии способен взвинтить цены на нефть до $150, ждет Societe Generale. Вместе с рисками завершения ФРС программы QE3 это грозит штормом на рынках
M.Staver/ Bloomberg

Высокие цены на нефть - буфер для России, отмечает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». В российском бюджете на этот год заложена цена в $105. Общее благодушие инвесторов в отношении развивающихся рынков было одним из факторов поддержки российской экономики, но теперь настрой изменился, считает Ник Верди из Barclays Сapital.

Нефтяные котировки взлетят до $150 за баррель, если произойдет эскалация конфликта в Сирии, считают аналитики Societe Generale. Конфликт дестабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке, который обеспечивает 37% мировых поставок нефти. Уже в ближайшие дни котировки могут достигнуть $125, говорится в отчете банка. Баррель нефти марки Brent подорожал с июля на 11% до $115,47.

Внимание инвесторов переключилось с мировой экономики на Сирию, согласен Син Фентон из Tribeca Investment Partners: «Это главный источник для беспокойства, затмевающий все позитивные новости». Любой конфликт в Сирии способен перерасти в масштабный конфликт в регионе, отмечают аналитики JBC Energy. Ирак объявляет о боевой готовности из-за возможного удара по Сирии, заявил премьер-министр страны Нури аль-Малики.

Еще одна причина роста цен - ситуация в Ливии, пишут аналитики JBC Energy. Она напоминает 2011 г., когда из-за сокращения поставок из Ливии Международному энергетическому агентству (МЭА) пришлось распечатать стратегические резервы, солидарны аналитики Petromatrix. В 2011 г. МЭА начало нефтяные интервенции объемом 60 млн баррелей, чтобы сбить напряженность на рынке. Сейчас в Ливии добывается 200 000 баррелей в день - на 1 млн ниже потенциала (данные Bloomberg).

Рост цен на нефть бьет по развивающимся рынкам. «Они первые оказались под ударом», - пишет Societe Generale. Большинство развивающихся экономик являются нетто-импортерами нефти: Индия, Турция, Индонезия и Таиланд, отмечает аналитик банка Алвин Тан.

Индийский рынок уже охватила суперпаника, отмечает Самир Лода из QuantArt Market Solutions Pvt. Импорт нефти в Индию вырос до $14,2 млрд за первые семь месяцев этого года против $13,9 млрд за аналогичный период 2012 г.

Сейчас созданы все условия для сильной встряски глобальной экономики, считает Мэтью Шервуд из Perpetual: геополитические риски подогревают рост цен на нефть, а ожидаемое сворачивание программы стимулирования ФРС может нанести сокрушительный удар по рынкам. В первую очередь пострадают развивающиеся рынки, уверен он. Индийская рупия вчера опустилась на 2,7% до 20-летнего минимума (страна импортирует 80% нефти). До рекордного минимума опустилась и турецкая лира.