От редакции: В своей стихии

AP

Сегодня, спустя месяц после начала наводнения, вслед за главами Минрегиона и МЧС на Дальний Восток приезжает Владимир Путин. Этот визит в область стихийного бедствия, которое, несмотря на небывалые масштабы, до сих пор обходится без жертв, удачно совпадает с началом нового политического сезона.

Ситуация в Приморье беспрецедентная. По данным МЧС, затопленные территории растянулись на 3000 км с запада на восток и почти на 1000 км с севера на юг, такого не было за все время наблюдений. Как сообщают метеорологи, уровень воды в Амуре у Хабаровска в среду утром достиг 741 см (исторический максимум - 642 см в 1897 г.). Вода продолжает прибывать.

Вчера на выездном совещании в Еврейской автономной области глава Минрегиона Игорь Слюняев рассказал, что подтоплено 125 населенных пунктов, в которых проживает более 40 500 человек, сумма ущерба превышает 25 млрд руб. Для сравнения: в Крымске совокупный ущерб составил 20 млрд. Но повторения Крымска, к счастью, не случилось - наводнение не было неожиданным, и к нему успели подготовиться. В отличие от Китая, на территории которого погибшими или пропавшими без вести уже числится около 200 человек, жертв на российской стороне до сих пор удается избежать.

Такой визит очень нужен Путину в начале нового политического сезона, учитывая сложившийся неблагоприятный информационный фон. Последние два месяца ему приходится своим присутствием в медиапространстве ликвидировать последствия плохой социально-экономической конъюнктуры. На фоне заявлений Минэкономразвития о стагнации экономики и планов Минфина поддерживать бюджет за счет перераспределения и снижения доли социальных расходов заявления президента о повышении зарплат бюджетникам и повышении доступности жилья выглядят как не слишком успешные усилия перехватить инициативу.

Играет свою роль и достаточно нервная предвыборная кампания в Москве, в условиях которой образ эффективного хозяйственника в федеральных СМИ воплощает Сергей Собянин.

Бороться со стихией должно государство (это часть общественного блага), в этой ситуации президент очень органично смотрится в роли покровителя граждан и критика нерадивых чиновников (представители Общероссийского народного фронта вовремя пожаловались Путину на недоработки с доставкой помощи и выплатой компенсаций). Ехать на Дальний Восток раньше, когда динамика бедствия была еще не ясна, было опасно. Ждать дольше тоже нельзя - население не поймет.

Растянутое во времени стихийное бедствие на Дальнем Востоке позволило обычно неповоротливой государственной машине организовать спасение людей. Однако и последствия будут масштабными - нужно успеть до зимы обеспечить жителей (эвакуировано около 20 000, а сколько еще не стало покидать дома) сухим жильем, школами, больницами и работающей инфраструктурой.

Увы, эффект визитов первых лиц, как правило, оказывается недолговременным. До сих пор на слуху истории о домах для людей, пострадавших от пожаров 2010 г. Тогда личный контроль первых лиц помог ускорить процесс получения подрядов на строительство, но не обеспечил ни качества, ни даже соблюдения заданных сроков.