Старина - это молодость мира

В Инсбруке завершился фестиваль старинной музыки. Cтарину здесь понимают довольно широко, но в итоге в центре происходящего оказывается барокко
Такой оказалась в Инсбруке первая опера в истории - «Эвридика»/ Concerto Italiano/ Luca Dordolo

На фестивальной афише Инсбрука соседствуют вечер «Британский Орфей», где знаменитый контратенор Андреас Шолль и лютнист Эдин Карамазов исполняют песни Джона Доуленда и авторов XVI века, и вечер немецко-австрийского классицизма и романтизма. Моцарт, Шуберт, Бетховен и Шуман прозвучали в исполнении Джулиана Прежардьена (сына знаменитого тенора Кристофа Прежардьена) и пианиста Михаэля Гееса. Геес играл на хаммерфлюгеле мастера Конрада Графа 1835 года.

Аутентичное исполнение и подлинные инструменты, или хотя бы их современные копии, - часть фестивальной политики, складывавшейся на протяжении почти сорока лет. Решающая роль в создании ее принципов принадлежит Рене Якобсу, работавшему в Инсбруке почти два десятилетия. После него фестиваль возглавил дирижер Алессандро де Марки. В этот раз он составил программу по законам обратной хронологии. Афишу открывала поздняя опера Моцарта «Милосердие Тита», а завершала первая европейская опера - «Эвридика» Джулио Каччини.

На статус автора первой оперы претендовало три композитора, но в итоге историки решили, что именно Каччини (1551-1618) раньше создал произведение, близкое к нашему пониманию оперы. Он полностью переработал музыку своего старого соавтора Якопо Пери к поэме Оттавио Ринуччини «Эвридика», поставленной в 1600 году во Флоренции на свадьбу Марии Медичи и французского короля Генриха IV. В январе 1601 года вышло печатное издание каччиниевской «Эвридики» (Пери опубликовал свою версию шесть недель спустя), в 1602-м оперу показали молодым. Молодожены сидели на сцене на премьере и даже принимали участие в действии, закончившемся хеппи-эндом. В отличие от позднейшей оперы Глюка Орфей (в инсбрукской постановке его пел баритон Фурио Дзанаси) благополучно спасает из подземного царства свою невесту (сопрано Сильвия Фригато исполняет также партию Трагедии, открывающей оперу и разъясняющей собственную скромную роль перед лицом грядущего торжества).

Режиссер Хинрих Хорсткотте ставит не только в обычных театрах, он много работает и с зальцбургским театром марионеток. Любовь к куклам проявилась и в «Эвридике», птички здесь появляются в виде тростевых кукол, а деревья изображает хор с листвой в руках. Лейтмотивом же оформления художник Николя Бовей избрал светящийся изнутри прямоугольник. Он то вырастает до огромных размеров комнаты, в которой восседают Мария и Генрих, то становится маленькой коробкой, напоминающей о том, ради чего здесь все собрались. Начиная же с четвертой сцены декорации напоминают о волшебстве театра, его способности создавать миры, погружать в иллюзию, откуда не хочется возвращаться. Простейшими техническими средствами, при помощи света и цвета, Бовей возвращает опере ее сказочную природу, позабытую с XVI века.

Дирижирующий ансамблем Concerto Italiano Ринальдо Алессандрини - известный специалист по итальянскому стилю, музыке XVII-XVIII веков, хотя играет он и Прокофьева, и Орландо Лассо, чьим мотетам в Инсбруке посвятили концерт. Прошел и концерт финалистов конкурса молодых певцов имени Чести, первой победительницей которого стала в свое время Анна Горбачева из Шушенского. Сейчас главный приз получила англичанка с французским именем Эмили Ренар (меццо-сопрано). Лауреатам в качестве награды предлагают не только деньги, но и ангажементы на концерты или участие в постановках в Австрии и Германии (в жюри - продюсеры и худруки нескольких театров). В самом Инсбруке теперь каждый год ставят барочную оперу с молодыми певцами и лауреатами конкурса Чести. Ее играют во дворе теологического факультета местного университета, в настоящих ренессансных аркадах.

В этот раз опер было две - английские одноактовки XVII века, написанные для Карла II (тот долго жил при дворе Людовика XIV и впитал парижский вкус к театру и музыке). Путем минимальных вторжений в либретто «Венеры и Адониса» Джона Блоу и «Дидоны и Энея» его рано умершего ученика Генри Перселла режиссер Лоренс Дэйл обеспечил операм относительное сюжетное единство. Он поставил их как полноценный спектакль, где воедино слиты смерть и любовь, сиюминутное и вечное, драма и комедия.

Если посмотреть, сколько молодежи среди публики - не сравнить с дорогим на билеты Зальцбургом, - понимаешь, что за будущее старинной музыки можно не беспокоиться. Всегда найдутся молодые, способные ее и исполнять, и слушать.