Дефолт не свяжет активы

Биржа с 2014 г. собирается защитить добросовестных участников рынка междилерского репо от проблем их контрагентов

Сейчас у участников рынка репо нет формальных прав потребовать досрочного исполнения вторых частей сделок, говорит начальник управления репо на российском рынке БКС Вадим Доледенок. С новым механизмом добросовестный участник сможет объявить кросс-дефолт и ускорить наступление вторых частей сделок, говорит Марич. Если недобросовестный участник не исполняет их, например, на следующий день, то его контрагент получает право продать все обеспечение и, высвободив активы, прекратить со второй стороной все отношения, поясняет он. В этом случае можно будет закрыть позицию буквально на следующий день, сняв таким образом риски на контрагента, добавляет Доледенок.

На рынке двустороннего репо будет введена процедура кросс-дефолта. Этот механизм обсуждал комитет Московской биржи по репо, заседание которого состоялось 27 августа, узнали «Ведомости» от одного из участников встречи, его слова подтвердил представитель биржи. Нововведение биржа планирует запустить в следующем году, говорит управляющий директор по денежному рынку Московской биржи Игорь Марич: бирже потребуется изменить регламент и подготовить техническую базу.

Кросс-дефолт можно будет объявлять в отношении участников торгов, не исполнивших обязательства по второй части сделки репо или в режиме переговорных сделок. Контрагенты смогут сделать это на следующий день, даже если срок исполнения по заключенным ими сделкам наступает позже. Для этого дилеру придется выставить специальный отчет на кросс-дефолт, а компании-дефолтеру - встречный отчет, иначе она будет еще раз признана не исполнившей обязательства.

Основная цель нового механизма - защита добросовестных участников рынка, говорит Марич. По его словам, сейчас ситуация выглядит так: «У участников-дефолтеров, как правило, заключено много сделок на разные сроки, у добросовестного участника по первой сделке уже произошел дефолт, но по остальным сделкам он формально вынужден ждать наступления срока исполнения, понимая при этом, что контрагент ничего не исполнит». В пример Марич приводит «Финансовую систему» и брокерский дом «Алмаз», не исполнивших в июне сделки двустороннего репо на 6,3 млрд руб. (см. врез). Пострадавшими оказались около 30 компаний, биржа оценила потери участников в 5-18% от суммы сделки.