Наше «мы»: «Верните честные выборы!»

Это было самым массовым лозунгом самых массовых митингов. Требовали, думая, что такая власть на такое не пойдет. Но она стала уверять, что теперь будет честно (хотя бы в Москве). Это ее хитрый ход или это победа выходивших на митинги? И то и другое.

Приближение выборов видно из результатов августовского опроса «Левада-центра» (опрошено 1603 человека по репрезентативной выборке населения 18 лет и старше). В июне на вопрос «Будут ли осенью 8 сентября в том месте, где вы живете, проходить какие-то местные или региональные выборы?» основной ответ (45%) российских граждан был «не знаю» (еще 29% говорили «будут», а 26% - «не будут»). В августе доля говорящих «нет» упала до 19%, не знающих - до 30%, а доля считающих, что выборы будут, выросла до 51%.

При этом она все равно ниже, чем доля уверяющих, что они будут голосовать (58%). Парадокс? Лояльность зачастую находится в обратном отношении к информированности. Потому, например, среди старшего поколения, где в июне знавших о предстоящих выборах было меньше всех (26%), избирателей, выражавших готовность проголосовать, было больше всех (63%).

Эти люди готовы выполнить, как их учили говорить, свой гражданский долг. Но для них он видится не в том, чтобы изъявить свою волю, а в том, чтобы подтвердить ее отсутствие, подтвердить, что она изначально передоверена властям. Поэтому возможен еще один, быть может, главный, из парадоксов нашей электоральной ситуации. По ответам 42% граждан, «выборы в местные/региональные органы власти нашего города/района/региона» проводятся «скорее нечестно» и «совершенно нечестно» («честно» - 36%). Но прийти на избирательные участки все равно собираются, как сказано, почти 60% избирателей. И большинство из них, как показывали замеры после выборов прошлых лет, будут готовы принять результаты, которые объявит ЦИК. Стало быть, для этих людей честность выборов - не самое главное. Значит, не к ним обращен нынешний месседж насчет честных выборов. Он направлен не этому заведомо лояльному большинству, а меньшинству, которое такая конструкция не устраивает. Это им власти собираются показать, что их протест против фальсификаций был бессмысленным относительно конечного результата. Вы пытались утверждать, что это выборы без выбора, что мы держимся у власти благодаря подтасовкам, - извольте полюбоваться, как народ нас выберет и без них. Заодно увидите, какое ничтожное меньшинство собирает ваша альтернатива.

Что в большинстве мест, в том числе в Москве, изберут тех, «кого надо», шанс очень велик (потому власти решились на этот ход). Но дело не в этом, а в том, ничтожным ли будет выглядеть меньшинство. Его вид и его дальнейшая судьба зависят от того, насколько оно поймет, что для него эти выборы - возможность показать свое умение выступить консолидированно, как оно выступало на митингах. Ведь это они, а не что-либо другое, заставили власть пойти на «честные выборы.