Жанр на все времена

Выставка «Альбомы нынче стали редки...» в Музее Пушкина вопреки названию демонстрирует, что жанр приватных записей и зарисовок живет уже двести лет, не слишком меняясь по существу
Карикатурам самое место в альбомах./ С. Портер/ Ведомости

На выставке в литературном Музее А. С. Пушкина случилось хорошее - давно, казалось бы, известный, довольно разношерстный материал сложился в единое целое, дал новые впечатления и показал, что потребность людей в фиксации жизненных впечатлений естественна и неизменна. Она существует и благодаря обстоятельствам, и вопреки им.

Формально, разумеется, эта выставка про альбомный жанр за два столетия. От беглого рисунка графини А. И. Толстой, изобразившей в 1804 году в альбоме графини Е. Н. Толстой императрицу Елизавету Алексеевну, до нарочито никакой, преднамеренно пустой, но все равно изящной графики альбома 2013 года «Первая линия. Выход к морю» Никиты Алексеева, художника распавшегося круга московских концептуалистов. С пушкинскими строками, которые так же от чрезмерного употребления стерлись до бессмыслицы.

Раздел альбомов XIX века кажется особенно интересным. Выставляются они редко, хотя представление у публики о них сложилось определенное. Прежде всего благодаря пушкинским стихам, не только про «кто любит более тебя, пусть пишет далее меня», но и написанным по случаю в альбомы прекрасных дам прежде всего. Выставка, однако, представление о женственности жанра если не отрицает, то существенно корректирует.

Альбомы здесь представлены преимущественно высокохудожественные и исторически значимые: семейные (Бакуниных - Полторацких велся семь десятилетий, состоял из нарисованного известными художниками и самими владельцами) и вполне мужские, с рисунками часто анонимными, но сделанными очень твердой, уверенной рукой. До изобретения и распространения фотографии рисовать учились серьезно, потому что не знали иного способа останавливать прекрасные мгновения, в том числе и общения с друзьями.

В альбоме князя Петра Александровича Урусова, например, отметился среди других замечательных офицеров Лермонтов, а рисунки в альбоме президента императорской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина отличались по понятным причинам большим художественным вкусом. Альбомы из своих запасников музей Пушкина показал и целиком, и листами, и в электронной версии, так что можно посмотреть оригиналы и полистать экранные копии.

Радости второй половины выставки, про ХХ век, организованы галереей «Ковчег». Здесь много знакомого, хорошего, яркого, художественного. В основном это альбомы художников: листы Федора Головина с утонченными силуэтными рисунками, радостные сказочные акварели Татьяны Мавриной, изощренные многодельные портреты Алексея Ремизова, точные и жесткие зарисовки Антонины Софроновой. Но связь с прошлым веком держат не художнические упражнения, а альбомы, представленные «Мемориалом».

В бесчеловечных условиях, никак не располагавших к творчеству и художествам, люди делали записи, рисовали и на расстоянии пытались воспитывать детей, как это делал Алексей Вангенгейм. Из соловецкого лагеря, осужденный за «организацию контрреволюционной вредительской работы в Гидрометеослужбе СССР», он писал своей маленькой дочери письма с рисунками, ребусами, занимательными задачками. То есть делал, по сути, то же, что и образованные родители за сто лет до него, когда вписывали в альбомы своих детей наставления и мудрые мысли.

Альбомы Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова последние годы показывались на выставках и воспроизводились в изданиях много раз. Сами по себе, как новый художественный жанр, скорее даже форма высказывания, литературно-художественный гибрид, требующий многословной легитимизации как факт искусства.

На выставке «Альбомы ныне стали редки...» они смотрятся как абсолютно традиционные. А «Действующие лица» Пивоварова кажутся просто прямым продолжением альбомов того же князя Урусова, где так же идиллически запечатлена жизнь друзей. Просто князь превращал живых людей в персонажей неосознанно, а художник-концептуалист - демонстративно.

Жаль, конечно, что выставка обошла вниманием нынешний массовый расцвет альбомного творчества, поскольку жэжэшные и фейсбучные страницы - тот же самый альбом, где неприятным и чужим записям и замечаниям места нет и каждый представляет себя мудрецом, остроумцем или персонажем.

До 17 ноября