Далекие родственники

Назвав победителем сахалинского кинофестиваля японский фильм, жюри поощрило гуманистическое кино и отдало дань не чуждым Сахалину японским традициям
Рёта Накано растрогал жюри и получил главный приз./ Фестиваль «Край света»

Главный приз третьего кинофестиваля «Край света» достался драме Рёта Накано «Запечатлеть отца» - истории о двух девочках-подростках, едущих через всю страну, чтобы сфотографировать умирающего от рака и почти им незнакомого родного отца, давно разведенного с их матерью. Награждение предсказуемое, если учесть состав жюри: приверженный традиционным ценностям Павел Чухрай (председатель), певец «новой искренности» Евгений Гришковец, актриса Виктория Толстоганова, сын и наследник японского классика Канэто Синдо - продюсер Дзиро Синдо. Возможно, наиболее близкий к современному кино и авангарду член жюри китайский режиссер Цзя Чжанке и мог бы предпочесть что-то другое - к примеру, задумчивое и интеллигентное кино корейца Хона Сан-Су «Ничья дочь Хаэвон» или фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», так близкий по сюжету к его собственной картине «Прикосновение греха» (ее гала-премьера прошла на Сахалине с большим успехом), - но явно оказался бы в меньшинстве.

Однако в целом все вышло по замыслу программного директора фестиваля Алексея Медведева, который задумал соединить на Сахалине Запад с Востоком, а Россию с Азией. Если в живописном, но местами руинном ландшафте Сахалина лишь очень внимательный глаз сможет вычленить остатки японской цивилизации, то найти ее во взглядах и въедливых вопросах здешних жителей, активных и заинтересованных зрителей фестиваля, куда проще. В этом контексте даже награждение «Запечатлеть отца» кажется своеобразной данью почтения забытым на острове японским традициям. Отлично вписались в призовой и смысловой пасьянс другие фильмы-конкурсанты - «Чрево твое» филиппинца Бриллианте Мендозы (приз достался актрисе Норе Аунор) и «Долгая счастливая жизнь» (за мужскую роль наградили Александра Яценко), наглядно продемонстрировавшие сходство этических проблем в разных культурных парадигмах. Тот же тезис защищал в маленькой и простой, но честной экранизации «Кроткой» Достоевского режиссер со Шри-Ланки Прасанна Витханаге: его киноверсия повести под названием «С тобой, без тебя» получила приз и диплом жюри критиков.

Состоялась на Сахалине и российская премьера одного из самых любопытных дебютов этого года - «Уроков гармонии» Эмира Байгазина, казахской картины, сделанной под руководством нашего продюсера Анны Качко. Этот жесткий, но поэтичный «роман воспитания», безупречно сыгранный юными актерами-непрофессионалами, своим юмором и приверженностью эстетике насилия напоминает ранние фильмы Такеси Китано; жюри присудило ему заслуженный приз за режиссуру. Сведений о возможном прокате фильма в России до сих пор нет: стереотипы, настраивающие дистрибуторов и публику против кино «бывших республик», сильны по сей день.

Зато все в полном порядке с обаянием трагикомедии «Географ глобус пропил», в которой режиссер Александр Велединский наконец осуществил давнюю мечту культурных масс о «хорошем советском кино». Этот фильм, ставший триумфатором «Кинотавра», увез три награды и из Южно-Сахалинска: от жюри - за лучший актерский состав, от зрителей - приз симпатий плюс еще один, специальный, лично от почетного президента фестиваля Аллы Суриковой. И заодно напомнил всем о том, что Россия - страна бескрайняя и беспредельно разнообразная, а кинематографические ресурсы многих ее регионов до сих пор остаются неиспользованными.

Южно-Сахалинск