Разорительная грубость

Если в офисе воцарилась недружелюбная атмосфера, надо срочно принимать меры: грубость и ядовитые шпильки отбивают у сотрудников всякое желание вкладывать душу в работу

Терпеть не стали. 26

респондентов, опрошенных в июле этого года компанией по связям с общественностью Weber Shandwick, заявили, что оставили работу по причине невыносимо грубой атмосферы в офисе

Невежливое поведение «распространяется в коллективе быстрее гриппа», предупреждает Элизабет Холлоуэй, профессор Антиохийского университета в Калифорнии и консультант по этике поведения. Первые результаты исследования, проводимого сейчас в школе глобального менеджмента Тандерберда в Джорджтаунском университете, показали: 96% американских работников так или иначе подвергались грубому обращению в офисе и 98% были свидетелями грубого отношения. На данный момент исследователи опросили 3000 человек.

Дерево вежливости

В американском Национальном агентстве безопасности (NSA) один руководитель предложил сотрудникам ставить на столы металлические статуэтки - так называемое «дерево вежливости» с выгравированными на нем именами доброжелательных и вежливых коллег. Эта мера была принята вместе с годовой программой по улучшению атмосферы и культуры общения в американских правительственных учреждениях. Тогда же руководители организации пытались уговорить работников начинать каждый день с комплимента коллеге. А отличившихся работников именовали «звездами вежливости» и награждали почетными значками, а то и дополнительным отпуском. Все это делалось ради «создания теплой, дружеской атмосферы» в коллективе, вспоминает директор NSA по вопросам гендерного, религиозного, национального и этнического разнообразия.

Фирма Dish Network по установке спутникового телевидения долгое время возглавляла список компаний, где хуже всего работать, - список составляет сайт финансовых новостей 24/7 Wall Street по откликам сотрудников этих компаний. Сейчас Dish Network пытается создать более благоприятную атмосферу в своих офисах. В 2011 г. гендиректором компании стал Джозеф Клейтон. Он говорит, что с момента своего прихода только и делает, что пытается изменить атмосферу в денверском офисе Dish Network. Для этого в летнее время в офисе организовывали концерты для сотрудников и членов их семей. Компания внесла послабления в график пребывания сотрудников в офисе. Работники не должны теперь постоянно проходить сканирование отпечатков пальцев при входе и выходе из учреждения, а менеджеры могут отпустить родителя, которому надо забрать маленького ребенка из детского сада. «Я хочу, чтобы мы работали в более веселом и радостном месте», - говорит Клейтон. Правда, замечает он, новая политика не изменила основных постулатов культуры Dish Network. От сотрудников по-прежнему требуется «побеждать» и «быть мотивированными».

Потеряли на грубости

Что же происходит, когда на работе царит мрачная и враждебная атмосфера? В таких условиях сотрудники хуже сосредоточиваются на информации и плохо ее анализируют, рассказывает Кристин Порат, профессор школы бизнеса McDonough Джорджтаунского университета, которая изучает проблемы грубого обращения на работе. Жертвы вспыльчивых начальников и коллег начинают хуже работать и в любой момент могут взбунтоваться, объясняет Порат. Цена вопроса подчас оказывается невероятно огромной. В 2007 г. компания Cisco Systems посчитала, что из-за грубостей и обид она теряет в год до $8,3 млн, рассказывает Порат. Эта цифра была выведена с учетом общего оборота компании, падения производительности труда сотрудников после производственных ссор и подсчета времени, потраченного на урегулирование конфликтов и ожидание новых стычек.

Правило улыбки

В некоторых организациях уроки вежливости усваиваются только после введения четких корпоративных правил. Так, в луизианской Ochsner Health System сотрудники обязаны соблюдать правило «10/5». Это означает, что на расстоянии 10 футов (3 м) от коллеги сотрудник должен обязательно посмотреть сослуживцу в глаза, а на расстоянии 5 футов (1,5 м) - поприветствовать его. В компании существует также правило, запрещающее портить настроение другим, когда тебе самому плохо. Если, к примеру, медсестра потеряла журнал с медицинскими записями или у доктора завис компьютер, они должны срочно отправиться в так называемую «безопасную зону», в какой-нибудь пустующий кабинет, где можно в одиночку справиться со своим недовольством, рассказывает Кара Грир, вице-президент медицинской компании по управлению талантами. В ежегодной оценке сотрудников обязательно учитывается то, насколько они соблюдают это правило. «Нельзя сказать, что все эти меры обходятся нам в кучу денег. Правила не так уж сложно усвоить», - поясняет Грир, которая обучает всех новых сотрудников правилам компании.

лучше комплимента

Впрочем, не все менеджеры считают, что слова «капитализм» и «доброта» должны быть синонимами. Рэй Далио, основатель хедж-фонда Bridgewater Associates, настаивает на том, чтобы руководители отделов тут же увольняли людей, которые не вписываются в корпоративную культуру. Далио уверен, что «аккуратная критика» гораздо важнее любых комплиментов. Эти мысли он изложил в документах о жизненных и управленческих принципах. Документы размещены на сайте Bridgewater Associates. «Ваша работа как менеджера состоит в том, чтобы добиваться правды и великолепного исполнения поставленных задач, а не делать всех окружающих счастливыми», - резюмирует Далио.