Сходить от карьеры на сторону

Людям деятельным и в карьерном смысле состоявшимся нередко приходит в голову мысль сменить траекторию: не совсем уйти из профессии, а добиться чего-то в смежной отрасли. В каких случаях поход «на сторону» не обернется провалом?
М.Стулов/ Ведомости

Верные признаки. Владимир Сметанников, консультант консалтинг-центра «Шаг», считает что есть как минимум четыре признака, по которым можно судить о том, что человеку пора менять профессию.

«Не мое». Если эта фраза стала часто мелькать в голове - пора задуматься о ее причинах.

До того как Юлия Пасс решила заняться профориентацией подростков, она более 10 лет проработала на позиции HR-директора в нескольких крупных компаниях, вошла в топ-30 HR-менеджеров России по версии журнала «Секрет фирмы», написала несколько книг по HR-практике. Ее собственный проект - Proekt Pro - стартовал в марте 2009 г., несмотря на кризис. В него она вложила 900 000 руб. из личных сбережений, причем на окупаемость он вышел уже через два года.

«Еще в компании коллеги время от времени просили меня рассказать их детям-старшеклассникам о том, какие профессии существуют на рынке и какие из них больше всего им подходят, - вспоминает Пасс. - Но была и другая причина, по которой я решила заняться новым делом: мне, карьерному консультанту, часто доводилось сталкиваться с людьми, которые, однажды сделав неправильный выбор профессии, потом так и не могли найти себя ни в одной компании».

Суть ее нового проекта заключается в том, что она совместно с партнерами, которых у компании сегодня больше 40 (Coca-Cola, Leroy Merlin, HeadHunter, телеканал «2 х 2», рекламное агентство BBDO, компания DHL, часовой завод «Ника», ММВБ), проводит для старшеклассников экскурсии. Оплачивают эти услуги либо сами родители, либо школы (в основном частные), либо компании, руководители которых заинтересованы в просвещении детей.

Из финансистов в кадровики

«Я хорошо знала одного успешного руководителя из FMCG-компании, которому в какой-то момент жизни показалось интересным возглавить филиал крупного коммерческого банка, - рассказывает Оксана Почтивая, старший консультант компании Psycon. - Тогда такое решение выглядело разворотом на 180 градусов, но это не совсем так. Если руководитель успешен и владеет методологией, ему в принципе должно быть все равно, чем управлять. Некоторые компании даже сознательно внедряют практику ротации своих руководителей, чтобы те совершенствовали навыки управления и получали опыт работы в параллельных подразделениях: так, IT-директор может занять место директора по персоналу, а директор по персоналу - возглавить производство».

В данном случае речь идет не о радикальной смене профессии, а о смене области применения управленческих навыков, считает Почтивая. Смена профессии все-таки другое. Из своей практики она вспомнила историю специалиста, который к 30 годам дорос до позиции финансового директора и в какой-то момент понял, что перестал получать удовольствие от работы. Человек начал ходить на тренинги по управлению персоналом и решил попробовать себя в этой сфере, перейдя в новую компанию на должность HR-специалиста. Через два года он стал менеджером, а потом и HR-директором.

«Как финансист стал успешным эйчаром? Он понимал, что с финансовыми знаниями вполне может претендовать на позицию в отделе компенсаций и льгот, очень значимую в HR-структуре, - объясняет Почтивая. - Все остальное зависело от его желания и целеустремленности, а имеющийся опыт руководства позволил ему достаточно быстро занять лидерскую позицию».

Ради чего меняться

Впрочем, развороты бывают и более крутые. «В моей практике был случай, когда женщина - финансовый директор крупного банка - решила уйти из профессии и стать психотерапевтом», - рассказывает Екатерина Лопухина, управляющий партнер компании «План Б». Нередко у людей после многих лет последовательного построения карьеры в одном направлении меняется мотивация и сфера интересов, предыдущий «проект» как будто закончен и больше не имеет смысла, замечает она: «У них есть всё - руководящая позиция, почет и уважение, высокая зарплата, а праздника они не чувствуют. Внутри себя такие люди продолжают сомневаться: хватит ли мужества отказаться от достигнутого, получится ли реализовать себя на новом поприще, не поздно ли что-то менять».

Решив однажды поменять профессию и сделав этот шаг, к прежней работе возвращаются немногие, замечает Лопухина: «Как бы там ни было, это уже осознанный выбор. В юном возрасте одни выбирают себе профессию по настоянию родителей, другие следуют моде. В 26-27 лет человек вполне может созреть для понимания того, что именно ему нужно, набраться смелости и все изменить. То же касается и тех, кто переживает кризис среднего возраста и задумывается над тем, какая работа может сделать его счастливым». А если возврат случается, то это обычно воспринимается как неудача, подчеркивает консультант.

«Соизмеряйте свои усилия и ресурсы, - советует Лариса Лутовина, управляющий директор Private Consulting Group. - Путь к специальности психотерапевта - это пять лет учебы, личная терапия, сертификационные циклы и т. д. Еще несколько лет уйдет на зарабатывание репутации, которая позволит иметь клиентскую базу и постоянный доход. Иными словами, если у вас есть желание и финансовая подушка, можно попробовать. Но если вы мнительны, тревожны от природы и у вас нет никаких ресурсов, лучше не рисковать».

Издержки перехода

«Я потеряла в стабильности и предсказуемости, - говорит Пасс. - Я по-прежнему езжу в Европу, но большое путешествие мне сейчас не по карману. Работая в компании наемным менеджером, я училась водить самолет. Это то, от чего мне пришлось отказаться в первую очередь. Думаю, для меня сейчас также закрыта тема кредитования - если я захочу взять деньги в банке, мне их вряд ли дадут».

«Я получаю зарплату в разы меньше той, которая была у меня, когда я работала в рекламных корпорациях», - рассказывает Светлана Ольшанская, в прошлом руководитель исследовательских проектов BBDO Russia и старший эксперт по стратегическому планированию Aegis Media. Сегодня у нее собственная исследовательская компания Smartberry Research. «Я стала меньше путешествовать, не летаю бизнес-классом, но в новый проект ушла не потому, что не боялась всего этого. Переход в новую жизнь делают авантюристы и экспериментаторы по натуре. А мне еще к тому же хотелось быть независимой и играть по своим правилам», - рассказывает она.

Собственное дело - это большие риски и высокая степень непредсказуемости, предостерегает Пасс: «Я это очень хорошо почувствовала на себе. Поэтому следующее, что мне хотелось бы сделать, - это помочь старшеклассникам и студентам определить, стоит ли им заниматься предпринимательством или лучше быть профессионалом и расти внутри компании».

«На вопрос «Зачем я работаю?» можно дать много ответов, - рассуждает Павел Безручко, гендиректор «Экопси консалтинга». - «Чтобы реализовать свой талант», «заработать денег», «делать то, что имеет смысл», «просто так вышло», «приносить пользу другим людям» и т. д. Проблема в том, что лишь немногие из нас осознают свои истинные цели, ценности и устремления. Поэтому прежде, чем принять какое-то радикальное решение, я бы посоветовал изучить альтернативную профессию. Если вы хотите заняться социально полезной деятельностью, например попробовать себя в роли медбрата на станции «Скорой помощи», для начала поработайте как волонтер».